Содержимое материала:
Доклад на тему:
«Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ».
Содержание:
Введение
Глава I Методы преподавания уроков.
1.1Что такое урок?
1.2 Классификация методов преподавания.
1.3 Уровни познавательной деятельности.
1.4 Характеристика некоторых особенностей организации урока.
1.5 Методическая характеристика уроков.
Глава II Основные формы преподавания уроков
2.1 Фронтальная форма урока.
2.2 Групповая форма урока.
2.3 Индивидуальная форма обучения.
Глава III Основные методы работы с материалом курса ОБЖ
3.1 Речевые методы
3.2 Наглядные методы
3.3 Практические методы.
3.4 Контрольные методы
3.5 Мнемонические методы
Заключение
Список литературы
Введение
Тема моей методической работы: «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ».
На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов,В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки
зрения на понятие, эффективность применения различных форм и методов процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
Целью моей работы является исследование и обобщение современных методов и форм преподавания уроков для дальнейшего использования в педагогической работе.
Можно выдвинуть следующую гипотезу, если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.
Глава I
1.1 Что такое урок?
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Скаткин М.
Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
1.2 Классификация методов преподавания.
Легко выделить три группы методов обучения — словесные, наглядные и практические.
Применяя словесные методы, учитель передает знания учащимся в форме монолога или диалога, иллюстрирует свою речь наглядными пособиями, но основным источником знания, тем не менее, остается слово.
При использовании наглядных методов ведущую роль в передаче знаний играет наблюдение учащихся. Именно из наблюдения и осознания наблюдаемого складывается в данном случае деятельность школьников. Учитель главным образом направляет внимание учащихся, уточняет правильность их восприятия.
Практические методы предусматривают источником знаний результаты, полученные учащимися в процессе исследования, практической работы. Слово учителя также необходимо при организации данного типа занятий: инструктаж, проверка результатов работ, помощь в подведении итогов, общее руководство ходом работы.
Разделение методов учебного процесса на активные и пассивные ни в коей мере неправомерно. В зависимости от возраста учащихся и содержания курса все они должны развивать знания и научное мировоззрение, а следовательно, быть активными.
Многими методистами рекомендуются следующие критерии выбора методов обучения в соответствии с различными формами содержания урока.
При изучении объектов используются возможности чувственного восприятия — рисунки, слайды, фотографии, модели, картографический материал.
При изучении процессов необходима постановка экспериментов, кинофильмы, демонстрирующие динамику развития процесса, серии рисунков, так же отражающие поэтапность изменения ситуации.
При изучении единиц измерения основными методами должны служить задания на оценку действия измеряемого фактора, либо задачи и задания на вычисление с использованием данных единиц измерения.
Методы, выбранные для проведения конкретного урока должны соответствовать степени подготовленности и самостоятельности учеников, то есть необходимо соответствие их уровню познавательной деятельности.
1.3 Уровни познавательной деятельности.
Уровень познавательной деятельности закладывается учителем на стадии подготовки урока и реализуется путем постановки задач и вопросов в ходе занятия.
Выделяются:
Рецептивный уровень, характеризующийся монологом учителя и прослушиванием излагаемого текста учащимися.
Репродуктивный уровень, характеризующийся наличием обратной связи со стороны учащегося, то есть организацией вопросно-ответной формы изложения материала.
Эвристический уровень отличается снижением активной роли учителя на уроке. При использовании данного метода тщательно продуманные вопросы учителя, подводят учеников к пониманию того или иного фактора или процесса, изучаемого на уроке.
Исследовательский уровень определяется следующими условиями:
1. Учитель на уроке занят только контролем выполнения заданий, управлением процессом усвоения материала, текущим инструктажем.
2. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, приводящие их к новому знакомству с материалом урока. С другой стороны, избыточное разнообразие применяемых методов рассеивает восприятие учащихся и они теряют возможность воспринимать логику изучаемого материала.
1.4 Характеристика некоторых особенностей организации урока.
Начинать урок рекомендуется с установки, активизирующей учащихся, готовящей их к познавательной деятельности. На этом этапе ученик должен внутренне подготовится к восприятию материала, выполнению каких-либо заданий.
Я начинаю урок с объявления его темы, значения и места в курсе ОБЖ, формы его проведения. Затем проверяю подготовленность рабочего места у учеников, в зависимости от формы урока и применяемых методов провожу инструктаж по условиям работы на данном уроке.
Я всегда помню, что изучение нового материала эффективно только тогда, когда учителю удается построить необходимые логические причинно-следственные связи, определяющие внутреннюю структуру излагаемой на уроке темы. При этом новая информация должна опираться на уже имеющиеся у учеников знания и умения.
Хочется подчеркнуть, что на восприятие материала, отношение к нему, оказывает влияние не только его "интересность" для учащегося. Эта характеристика вообще крайне субъективна. В первую очередь на учащихся оказывает стимулирующее влияние сама личность учителя, манера его речи, поведение, а часто — настроение и внешний вид.
1.5 Методическая характеристика уроков:
1. Вводный урок
Характеристика. Урок этого типа полностью посвящается построению логической структуры курса года или объемного и сложного раздела программы. Урок ставит своей целью создание у учащихся надлежащей психологической установки на предстоящую учебную работу, раскрытие роли получаемой в будущем информации для выживания в условиях современного мира, жизненной ценности курса (раздела).
Состав
1. Представление учителя, знакомство с новыми учениками. Эта составляющая урока используется или в начале нового учебного года, или при приеме класса в течение года.
2. Состав, структура и значение материала курса (раздела).
3. Инструктаж, в ходе которого внимание учащихся акцентируется на требованиях, предъявляемых учителем к учащимся, правилах работы на уроках при изучении данного предмета (раздела), необходимых для продуктивной работы предметов оснащения учащегося (ручки, тетради, учебника и других принадлежностей).
2. Объяснительный урок
Характеристика. Данный урок целиком посвящается изучению нового материала.
Состав
1. Подготовительный этап. В него входят постановка задач урока, проверка готовности учащихся к учебной деятельности.
2. Организация познавательной деятельности учащихся по ходу изучения нового материала.
3. Изучение нового материала, определение его места в системе знаний учащихся, его осмысление и обобщение. Обобщение информации происходит по частям, соответствующим логическим разделам темы.
4. Постановка заданий на практическое применение полученных знаний.
5. Задание на дом и инструктаж по его выполнению. Урок данного типа применим при значительном объеме и сложности новой информации. Он может быть довольно широко использован при привлечении различных источников знаний (словесных, литературных, кино- и видеопродукции). Незаменим при использовании слайдов, диафильмов, кино- и видеофильмов.
3. Учетно-повторительный урок
Характеристика. Проводится в конце каждого крупного раздела для контроля степени его усвоения учащимися. Может иметь различную форму:
от контрольной работы до зачета.
Состав
1. Постановка задач урока.
2. Разъяснение его цели и формы проведения. Даётся информация о требованиях к ответам, критерии выставления оценок, правилах работы с источниками знаний
3. Постановка и выполнение заданий.
4. По возможности — подведение итогов с целью характеристики полноты и логичности ответов учащихся. При контроле сложных или объемных тем и разделов в форме письменной контрольной работы данный этап может быть перенесен на один из последующих уроков.
Повторение занимает важное место в методике любого предмета школьного курса. Наиболее рационально распределять уроки этого типа по сетке всего года. Кроме того, при наличии резерва времени желательно выделить несколько часов в конце года для того, чтобы иметь возможность с одной стороны проконтролировать степень усвоения учащимися всего материала курса, а с другой — акцентировать внимание школьников на общих закономерностях и взаимосвязях между различными темами курса.
Учет знаний учащихся осуществляется путем использования различных форм и методов, но, тем не менее, основными являются вопросы учителя. В зависимости от формулировки, они заставляют ученика сопоставлять, сравнивать явления, искать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщать материал.
При выставлении итоговой оценки необходимо учитывать степень активности ученика в процессе выполнения групповых работ, качество его докладов, выступлений во время дискуссий и выполнения практических работ.
4. Комбинированный урок
Является наиболее распространенным в практике средней школы.
Характеристика. Имеет несколько дидактических целей и включает в себя все задачи учебного процесса:
повторение пройденного материала, изучение нового материала, его осмысление, анализ, а также его закрепление, запоминание и применение.
Состав
1. Подготовительный этап: разъяснение задач урока, проверка готовности учащихся к учебной деятельности.
2. Установление взаимосвязей между предшествующими темами и разделами и новым материалом.
3. Проверка домашнего задания.
4. Изучение нового материала, определение его места в системе знаний учащихся, его осмысление и обобщение.
5. Закрепление и проверка результатов работы на уроке. Этот этап имеет следующую функциональную нагрузку: выделить из материала урока главное и удостовериться в том, что эти части информации усвоены учащимися.
6. Задание на дом и инструктаж по его выполнению. Не всегда целесообразно переносить этот этап на конец урока, когда внимание учащихся заторможено. Домашнее задание может быть объявлено перед изучением нового материала, либо перед закреплением изученной темы. В любом случае оно должно сопровождаться детальным и инструкциями по его выполнению. Необходимо четко определить и довести до учащихся как правильно выполнить домашнее задание, какие знания и умения необходимо приобрести и хорошо усвоить.
Частое использование комбинированного урока, к сожалению, приводит к снижению познавательного интереса учащихся. Некоторый положительный эффект дает изменение структуры урока, порядка использования его частей, но и в этом случае возможности активизации внимания учащихся через некоторое время исчерпываются. Наиболее применим комбинированный урок в изучении объемных тем, в первую очередь в тех случаях, когда вновь изучаемый материал является логическим продолжением и развитием ранее полученной учащимися информации.
Глава II Основные формы преподавания уроков
Методическая характеристика
I. Фронтальная
При фронтальной форме проведения урока занятие проводится со всем классом в полном его составе. Задания и материал не варьируются. При фронтальных контрольных и практических работах применяются равнозначные по уровню сложности задания. Различные варианты работ используются только для предотвращения списывания.
Основное и единственное преимущество фронтальной формы учебного процесса заключается в том, что при данной форме урока значительно облегчается работа учителя.
Основным недостатком фронтальной формы учебного процесса является то, что у учащихся, объединенных в данный класс, даже при относительно одинаковых способностях (что само по себе — большая редкость), может значительно различаться скорость восприятия материала, темперамент и другие психологические характеристики. В результате часть школьников не уложится в отведенное для работы время, а другая часть, выполнив задание значительно раньше срока, начнет искать для себя незапланированные развлечения, либо выполнять "работу на заказ" для отстающих.
Фронтальная форма организации урока применима при изучении нового материала, проводимого методом рассказа, лекции или беседы. Но и в этом случае желательно учитывать различную скорость восприятия учащихся.
В практике советской школы фронтальная форма применялась наиболее часто, при этом ориентация была на наиболее типичный "средний" уровень учащихся.
Следствиями данного подхода, сохранившегося и по сей день, являются:
1. Рост числа неуспевающих — учеников, которые в меру своих дефектов воспитания или недостатка способностей не могут справиться с отдельными, наиболее сложными базовыми вопросами курса и в результате не могут воспринимать и понимать основанные на этой базе разделы. Помочь данной группе учащихся при фронтальной форме урока практически невозможно. В результате учитель вынужден либо проводить дополнительные занятия с неуспевающими школьниками, где в доступной для них форме и при более низком темпе дублировать изучавшийся ранее материал, либо считать всю эту группу учащихся "браком" и кандидатами на второй год обучения, что недопустимо по социальным соображениям. Еще один метод сокрытия недостатков фронтальной формы обучения для данной группы учащихся укладывается в классической формуле неписаного школьного закона "Пишем три, читаем -два".
2. Резкое снижение заинтересованности в предмете у учащихся, обладающих способностями выше среднего уровня. Им не интересно заниматься "по среднему", поскольку их возможности требуют более сложного и разнообразного материала. Правда, у данной группы школьников всегда остается возможность самообразования, если учитель не в состоянии организовать для них какие-либо кружки и факультативы.
2. Групповая
Групповая форма учебного процесса подразумевает два различных варианта организации урока.
При первом варианте класс условно разделяется на группы по уровню возможностей и способностей школьников, и каждой из получившихся групп задания и материал предоставляются отдельно. В данном случае каждый учащийся работает с относительно посильной по уровню сложности информацией.
Второй вариант наиболее приемлем при проведении практических работ. Он предусматривает деление класса на группы, включающие в себя учащихся различных уровней подготовленности. Группы получают одинаковые по сложности задания. Задание одно для всей группы и его выполнение либо невыполнение зачитывается одинаково для всех членов группы. При подобной работе выполнение творческой части задания ложится, естественно, на наиболее способных школьников, а отстающим, как правило, поручают техническую и оформительскую работу. Однако даже при механической обработке материала они оказываются в состоянии, во-первых, хотя бы частично разобраться в подготовленной для них "лидерами" информации, и, во-вторых, получают необходимые навыки в оформлении работ. Причем распределение ролей в группе происходит без участия учителя, что несет в себе и некоторый воспитательный элемент: "лидером" оказывается не самый сильный и наглый, а наиболее талантливый ученик. Естественно, у учителя остается возможность (часто это просто необходимо) дифференцировать оценку для различных участников группы.
3. Индивидуальная форма учебной работы
Индивидуальная форма организации учебного процесса предполагает точное дозирование объема и сложности информации исходя из способностей, возможностей и подготовленности каждого конкретного ученика. В результате данная форма работы является наиболее трудоемкой для учителя и, следовательно, практически не находит своего применения в практике общеобразовательной школы. Действительно, при наполняемости класса свыше 15 человек организовать индивидуальный подход к каждому школьнику в полном объеме не представляется возможным.
Однако эта форма учебной работы находит свое частичное выражение в некоторых учетно-контрольных уроках, проводимых в виде зачета, когда производится индивидуальный опрос каждого ученика, а так же при проведении дополнительных занятий с отстающими. Так, я эту форму работы применяю на консультационных часах, когда ко мне приходят ученики и сдают пропущенный ими материал из-за тренировок в виде индивидуальных заданий ( например ответы в тетради на вопросы после параграфа или устные ответы на вопросы пройденных тем).
Глава I I I Основные методы работы с материалом курса ОБЖ
Методы работы с учебным материалом для удобства изложения и восприятия подразделены на пять крупных групп:
• речевые;
• наглядные;
• практические;
• контрольные;
• мнемонические.
Краткая общая характеристика каждой из них помещена непосредственно перед описанием методов указанной группы.
3.1 Речевые методы в основном могут быть использованы на таких уроках изучения нового материала, где основной задачей является освоение учащимися теоретических знаний.
1. Рассказ
Фронтальный метод. Применяется для раскрытия вопросов малознакомых учащимся, когда у них еще нет достаточных знаний для организации плодотворной беседы. Применим в тех случаях, когда от учащихся требуется не столько понимание тех или иных процессов, сколько их образное и последовательное описание. Форма рассказа применима в основном в начальной школе.
2. Лекция
Фронтальный метод. Характеризуется монологом учителя, построенному по принципам научности, систематичности подачи материала темы или объемного вопроса программы. Содержание лекции, ориентированной на уровень 7 класса, должно отличаться внутренней, легко прослеживаемой логикой изложения, значительным количеством ярких подробностей, иллюстрирующих отдельные положения текста и применяемые в нем научные термины. В данном возрасте лекция должна обладать значительными признаками рассказа и, желательно, элементами беседы. Лекция применима в основном в старших классах.
3. Беседа
Фронтальный либо индивидуальный метод. В беседе изложение учителем содержания урока соседствует с вопросами, задаваемыми им учащимся. Вопросы должны опираться либо на данные, известные школьникам из средств массовой информации, либо на знания, усвоенные на предыдущих уроках изучаемого курса или других школьных предметов. В ходе ответов на данные вопросы производится контроль степени усвоения излагаемого материала.
Вполне приемлема и такая форма беседы, когда излагаемый учителем материал провоцирует учащихся на постановку учителю вопросов по изучаемой или смежной теме. Такая беседа значительно активизирует интерес учащихся к излагаемому в ответ на заданный вопрос материалу, обеспечивает более высокую степень его усвоения.
Эвристическая беседа отличается особой формой вопросов, так называемыми "наводящими". При правильных ответах на подобного рода вопросы учащиеся должны самостоятельно прийти к запланированному учителем выводу или раскрытию свойств объекта, явления, процесса.
4. Доклад
Индивидуальный метод. Данный метод эффективен в тех случаях, когда требуется осуществить изучение нового материала в нетрадиционной форме. Доклад (серию докладов) предлагается подготовить наиболее успевающему учащемуся (группе учащихся) с целью их последующего заслушивания на уроке. Темы докладов задаются таким образом, чтобы они взаимно продолжали либо дополняли друг друга, и, таким образом, охватывали всю тему урока. При инструктаже учащегося требуется четко сформулировать тему доклада, определить источники информации, необходимые для его написания, максимальный и минимальный объем, а так же при необходимости — его план.
Обычно доклады распределяют за 1-2 недели до запланированного по данной теме урока. За день до урока крайне желательно просмотреть готовый доклад на предмет случайных ошибок или неверно понятых терминов.
Доклад осуществляется в форме словесного изложения. Необходимо учитывать, что заучивание текста доклада наизусть приводит к перегрузке докладчика, а чтение доклада "с листа" — к невнятности речи и резкому снижению эффективности восприятия у класса. Для того, чтобы стимулировать внимание учащихся к докладу, перед ними необходимо поставить некую задачу или дать задание, решаемое с помощью информации, имеющейся в тексте доклада. Кроме того, желательно поощрять различные вопросы у класса к докладчику.
3.2 Наглядные методы также используются на уроках изучения нового материала, где основной задачей является освоение учащимися теоретических знаний и предназначаются для зрительного восприятия информации школьниками. Применение этих методов улучшает понимание материала, позволяет его определенным образом систематизировать и структурировать.
5. Педагогический рисунок
Фронтальный метод. Цели, решаемые учителем с помощью рисунка на доске, могут быть весьма разнообразны. К примеру, педагогический рисунок может иллюстрировать механизм возникновения изучаемого в данный момент явления или процесса, серия рисунков — отображать динамику развития явления или процесса. Рисунком может быть задана структура урока или мнемонические (служащие для улучшения запоминания) символы.
Если важно подчеркнуть логику материала, то рисунок рекомендуется выполнять параллельно с изложением темы. Если же значение рисунка носит иллюстративно-мнемонический характер или же предполагается его использование в качестве основания для вопросов учащимся, имеет смысл заготовить его заранее, но открыть для обозрения только в надлежащий момент урока.
Возможно и комбинированное использование рисунка. К примеру, заготовленная заранее контурная карта позволит показать область распространения ЧС (чрезвычайной ситуации) непосредственно во время объяснения, либо она может быть заполнена учащимся, вызванным для контроля знаний.
6. Эксперимент
Фронтальный метод. Эксперимент, демонстрирующий непосредственно явления или процессы возможен в курсах физики и химии, иногда — биологии. В курсе же Основ безопасности жизнедеятельности эксперимент несет, в основном, функцию моделирования процесса возникновения чрезвычайной ситуации.
Эксперимент, таким образом, изначально разрабатывается и проводится учителем как составной иллюстративный элемент урока по изучению нового материала. Представляется необходимым сопровождение демонстрации эксперимента соответствующими комментариями, позволяющими учащимся мысленно изменить масштабы видимого до масштабов изучаемой катастрофы. Кроме того, на дальнейших уроках необходимо возвращать учащихся к увиденному в ходе эксперимента.
7. Применение технических средств обучения (ТСО)
Фронтальные методы. Экранные технические средства обучения (кинофильмы, видеофильмы, слайды, диафильмы, учебные телепрограммы) обладают одной важной особенностью. Учитель не имеет возможности непосредственной разработки учебного материала. Он вынужден или полностью соглашаться с редактором указанного пособия и ориентироваться на его (редактора) восприятие материала, его оценку возможностей учащихся, либо демонстрировать пособие не полностью, а избранными фрагментами. Случается, что фрагменты, выделенные из контекста ленты, меняют свое значение или сильно теряют в глубине восприятия.
Эффективность кино- (видео-) и телевизионных уроков впрямую зависит от подготовки учащихся к восприятию содержания учебной ленты, от характера поставленных пред ними до начала просмотра вопросов и заданий. По окончании просмотра экранного пособия рекомендуется провести краткую беседу, чтобы выяснить степень усвоения изложенного в нем материала.
Другая группа экранных ТСО лишена вышеназванных недостатков. К ней относятся эпипроектор и кодоскоп.
Эпипроектор позволяет включить в текст лекции или рассказа иллюстрацию из любого полиграфического источника, спроецировав её на экран для всеобщего обозрения. Это значительно удобнее, чем показывать указанную иллюстрацию, ходя по рядам или передавая книгу по партам. При использовании эпипроектора не теряется время на постепенный просмотр пособия всеми учениками класса. Учитель может продолжать объяснение материала, учащиеся получают доступ к иллюстрации именно в тот момент, когда наиболее готовы к ее восприятию, а не с задержкой.
Кодоскоп, или графический проектор, является в какой-то мере заменителем школьной доски. Он позволяет рисовать на широкой прозрачной пленке непосредственно в процессе объяснения материала, и все нарисованное немедленно отображается на экране. Возможно так же использование заранее приготовленных изображений.
Все экранные средства обладают одним общим и очень значительным недостатком. Они не позволяют производить какие-либо записи или копировать рисунки в момент демонстрации. Теоретически возможно оборудовать все учебные места в классе скрытыми источниками света, но на практике это маловероятно для общеобразовательной школы.
К звуковым техническим средствам обучения относятся проигрыватель и магнитофон. Использовать их на уроке можно двояко.
Традиционным является применение звуковых ТСО для сопровождения речи учителя соответствующими шумовыми эффектами, примерами звуков. Используются ТСО и для замены "живой" речи учителя. Однако средства данной группы позволяют, подобрав спокойные мелодии, звуки типа "зеленый шум", использовать их при минимальной громкости звучания, в качестве фона для урока. При этом могут быть достигнуты две цели:с одной стороны у учащихся снимается часть нервной нагрузки, с другой стороны школьники, прислушиваясь к фону, вынуждены прислушиваться и к значительно более громкой речи учителя.
К новым техническим средствам обучения относятся компьютеры с соответствующим программным обеспечением и оборудованием, которое обещает совершить переворот в формах обучения. Сейчас на уроках актуальны презентации.
3.3 Группа практических методов ставит своей задачей обеспечение освоения учащимися навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний. Кроме того методы данной группы, ориентированные на изучение нового материала, развивают у школьников самостоятельность.
8. Практическая работа
Фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Практические работы ставят своей задачей обеспечить освоение учащимися навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний.
Поскольку в курсе ОБЖ 7 класса учащиеся в основном знакомятся с природными явлениями, имеющими географическую обусловленность, при разработке практических работ необходимо пользоваться уже сформированными у них умениями и навыками работы с географической картой, атласом, контурными картами.
В зависимости от уровня познавательной активности учащихся практическая работа может быть организована тремя разными способами.
а) По образцу. При данном способе организации практической работы учащиеся выполняют задание по новому материалу, уже имея в своей тетради или на доске выполненное задание такого же типа. Сверяясь с ним, ученики получают возможность применить его способы и подходы к решению поставленных в практической работе задач.
б) По алгоритму. В данном случае учащимся необходимо дать детальное описание порядка выполнения практической работы. Желательно -пошаговое описание. Это можно организовать в форме фронтального инструктажа или выдать персонально каждому учащемуся (группе учащихся) карточку-инструкцию.
в) Самостоятельная (проблемная). В данном типе практических работ порядок исполнения операций, выбор способов решения возникающих проблем, методы и подходы к выполнению заданий — все определяется самостоятельно учащимися (группой учащихся). Перед учителем стоит в этом случае только две задачи — грамотно и доступно сформулировать проблему (задание) и осуществлять текущую консультацию и контроль в процессе выполнения работы. Такой подход к практическим работам возможен только при групповой форме образовательного процесса, либо при высоком уровне подготовленности и самостоятельности учащихся.
В основном метод ориентирован на старшую школу
9. Самостоятельная работа
Индивидуальный метод. Целью самостоятельных работ в курсе ОБЖ является именно самостоятельное получение теоретических знаний при пользовании различными источниками информации. Исходя из возможностей класса, имеющегося в распоряжении учителя материала и других критериев, выбирается один из способов, описанных выше при характеристике практической работы:
При организации самостоятельных работ, в которых основным (единственным) источником информации служит учебник по ОБЖ, необходимо формулировать предлагаемое учащимся задание так, чтобы они анализировал и текст, выделяли его главные положения, определяли структуру материала. Недопустимо организовывать самостоятельную работу в форме механического переписывания фрагментов текста.
При использовании нескольких источников информации целесообразно давать задания на сравнение материала разных источников, сопоставление и дополнение информации основного источника выдержками из дополнительных.
3.4 Контрольные методы применяются как самостоятельные комплексы для организации учетно-контрольных уроков, так и как составляющие комбинированных уроков. Целью данной группы методов, как ясно из их названия, является выяснение уровня усвоения учебной информации учащимися.
10. Терминологический диктант
Фронтальный метод. Метод позволяет проконтролировать знание учащимися специальных терминов, использующихся в пройденном материале курса. При этом возможен следующий инструктаж учеников учителем:
Возьмите отдельный лист бумаги. В правом верхнем углу подпишите свою фамилию и класс. Пронумеруйте строки листа с первого номера до… (десятого, пятнадцатого).Вам не надо записывать тот вопрос, который я вам зачитаю. Необходимо только напротив номера вопроса написать односложный ответ. К примеру, вопрос номер десять:
"Оценка, выставляемая ученику, при отсутствии ответа". Под номером десять пишется ответ — "Единица" или цифрой "I". Имейте ввиду, что читать я буду быстро и времени на раздумывание или списывание у вас не будет. Если вы не знаете ответа, против его номера ставьте прочерк". Инструктаж дублируется необходимыми записями на доске. После инструктажа, убедившись в готовности учащихся, учитель зачитывает с листа тексты формулировок. Их должно быть 10-15. Необходимо внятно, четко и громко произносить номер задаваемого вопроса. Скорость чтения должна быть достаточной для ответа, но недостаточной для каких либо консультаций.
Оценка выставляется соответственно следующим критериям, приведенным в таблице.
Таблица 1. Критерии выставления оценки за терминологический диктант
Количество правильных ответов |
Оценка |
|
При 10 вопросах |
При 15 вопросах |
|
10 |
14 15 |
5 |
89 |
10 13 |
4 |
57 |
79 |
3 |
3-4 |
3-6 |
2 |
Менее |
Менее |
1 |
11. Программированное обучение. Тесты
Индивидуальный метод. Решает задачи контроля знания терминологии или простых теоретических вопросов.
При организации контроля методом классического теста учащимся выдается список вопросов, каждый из которых имеет несколько ответов. Ученик переписывает вопрос на свой листочек и напротив него выписывает тот ответ (те ответы), которые считает правильными.
Возможно, при наличии в школе копировальной техники, выдавать учащимся листы-задания с подготовленным полем для записи фамилии и класса, в котором ученик вычеркивает неправильные ответы. Если подобной техники не имеется, заготовленные листы-задания можно запаять в полиэтилен, с которого пометки написанные шариковой ручкой легко удаляются.
При программированном подходе к тестированию организация работы строится несколько по-другому.
Вариант 1. Цифровой метод
При использовании программированного контроля в данном случае учителя интересует только цифра — код ответа.
В карточке — задании, выдаваемой учащемуся, имеются пронумерованные вопросы и тоже пронумерованные тезисы-ответы. Учащимся предлагается подписав листочек, вычертить на нем следующую таблицу.
№ вол роса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
"К |
№ ответа |
1 |
Рис. 1. Рабочее поле программированного теста
Ученик должен заполнить строку ответов номерами тех тезисов, которые они считают правильными ответами на заданный вопрос.
Так же правомерно выдать учащимся рисунок, элементы которого пронумерованы, а в виде вопросов предложить текстовые описания этих элементов, либо перечень их свойств. Причем в данном случае для разных вариантов номера на одном и том же рисунке могут быть отмечены цифрами различного цвета.
Метод применим для текущего контроля темы, итогового контроля крупных тем.
Вариант 2. Графический метод.
Так же как и в предыдущем варианте, учащемуся предлагается карточка-задание, несущая вопросы и тезисы-ответы. На своем подписанном листочке учащийся проводит линию и градуирует ее в масштабе 1 деление — 2 клетки. Важно, чтобы у всего класса был единый масштаб.
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1111111 |
Рис. 2. Рабочее поле графического контрольного теста
При данном способе контроля вопросы не нумеруются. Если учащийся считает, что тезис-ответ № 3 соответствует одному из вопросов, он отмечает его номер полукругом.
Если, по его мнению, тезису № 5 не соответствует ни один вопрос карточки, номер прочеркивается
Проверка работ осуществляется карточкой-дешифратором, являющимся зеркальным отражением правильно заполненного графика.
Метод применим для итогового контроля крупных тем.
12. Контрольная работа
Фронтальный или индивидуальный метод. Обычно контрольная работа планируется па целый учебный час.
При организации контрольной работы возможно использование двух различных подходов:
1. Фронтальная контрольная работа состоит из 2-6 вариантов, что должно предотвратить возможность списывания. Вопросов в каждом варианте — не менее 5 и они различаются по уровню сложности (но не по требуемому объему ответа).
Учащиеся оцениваются соответственно количеству правильных ответов. Поскольку уровень вопросов различен, количество ответов будет кореллировать со степенью подготовленности учащегося.
2. Индивидуальный метод. Вариантов заданий много. Рекомендуется максимально приблизить количество вариантов к списочной численности класса.
Каждый вариант состоит из 3 вопросов соответствующих разным составляющим контролируемой темы. Вопросы во всех вариантах одинаковы по уровню сложности. Ученик получает вариант, соответствующий его способностям и уровню подготовки. Работы оцениваются в зависимости от количества правильных ответов, их подробности и связности изложения, уровня сложности варианта.
13. Экспресс-опрос
Индивидуальный метод. Обычно экспресс-опрос применяется в составе комбинированного урока для выборочной проверки подготовки домашнего задания. При его проведении вызванные учащиеся размещаются на передних партах каждого ряда, что обеспечивает надежное наблюдение за их действиями со стороны учителя, и получают карточки с вопросом или заданием, предусматривающем использование материала заданного на дом параграфа. Возможно также использование тестов. Пока "первые парты" готовят свои ответы, учитель имеет возможность вести опрос остальной части класса.
14. Опрос
Фронтальный и индивидуальный метод. Ставит своей задачей проконтролировать усвоение учебного материала у максимально возможного количества учащихся при минимальном расходе времени урока.
При опросе желательно иметь на доске приготовленные задания, которые требуют некоторого времени на их подготовку. Учащиеся вызываются к доске и готовят на ней в письменной или графической форме ответы на указанные задания. Учитель в это время слушает ответ одного (из вызванных к доске) ученика, или ведет контроль домашнего задания в форме беседы. После окончания устных ответов (беседы) проводится проверка заданий, выполненных на доске. С отвечающих учеников требуется комментарий к их ответам (рисункам). С оставшейся части класса запрашивается анализ ошибок, допущенных отвечающими.
Ниже приводится несколько мнемонических методов, облегчающих восприятие и запоминание материала учащимся.
15. Репродуктивное домашнее задание
Фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Обычный тип домашнего задания, предусматривающий внеклассное повторение и закрепление изученного на уроке материала. Домашнее задание данного типа может проверяться как на следующем уроке, так и отсрочено — на уроках учетно-контрольного типа.
16. Превентивное (опережающее) домашнее задание
Фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Превентивное домашнее задание эффективно задавать, когда построение следующего урока осуществляется методом беседы, а материал весьма обширен и разнообразен. Кроме того, данная форма домашнего задания благоприятна в тех случаях, когда учителю желательно отвлечься от основной темы урока для обсуждения различных сопутствующих вопросов.
Превентивное домашнее задание не требует специальной проверки. Степень знакомства учащихся с материалом контролируется при обсуждении текущей темы урока по уровню и содержанию задаваемых ими вопросов.
17. Конспект
Индивидуальный метод. Метод учебной деятельности, применимый в случаях, когда информация труднодоступна, или ее источником являются периодические издания. Используется для того, чтобы эта информация была в любой момент под руками у ученика, а так же для более глубокого запоминания им учебного материала.
Конспектирование предполагает умение учащегося выделять из текста главные компоненты, основные мысли, оставляя за пределами записываемого текста пояснения и иллюстративный материал. Задание написать конспект целесообразно сопроводить инструкцией, заостряющей внимание учащихся на вышеизложенных особенностях работы.
18. Реферат
Индивидуальный метод. Рефератом называется учебная научная работа, ставящая своей основной целью научить школьников использованию дополнительной литературы. Другая цель — более глубокое знакомство с материалом какой-либо учебной темы. При значительной индивидуальности подхода (возможны формулировки тем рефератов разнообразной сложности и глубины), метод применяется в основном в масштабе всего класса, либо задание подготовить реферат дается учащимся, пропустившим какую-нибудь тему (по пропущенной теме).
Основные условия, применяемые к реферату: использование не менее трех источников информации; строгое соответствие заданному объему; обязательное наличие списка использованной литературы в предлагаемой форме:
Автор, название источника, место издания, издательство, год издания.
Рефераты должны проверяться и рецензироваться учителем.
По материалам рефератов рекомендуется проводить специальное занятие в форме конференции или защиты реферата, на котором резюме (основные мысли и положения); подготовленные автором заранее, докладываются им перед классом и обсуждаются одноклассниками.
Крайне желательно выдавать учащимся темы рефератов как можно раньше. Важно, чтобы на момент распределения тем были известны сроки сдачи работ на проверку и рецензирование учителем и дата защиты реферата.
Многоцелевые методы могут быть использованы, на уроках различного типа с практически одинаковым эффектом.
Литература
-
Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва — Ростов- на- Дону, 2004.
-
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения — М., 2003.
-
Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) — Москва — Ростов- на- Дону, 2003.
-
Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы — Ростов- на- Дону, 2002.
-
Методика воспитательной работы. Под редакцией В. А. Сластенина — М., 2002.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат — М., 2003.
-
Подласый И.П. Педагогика — М., 1999.
-
Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика — Ростов- на- Дону, 1996.
-
Сластенин В.А. Педагогика — М., 2002.
10.Харламов И.Ф. Педагогика — М., 2004. 1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».
11. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.
12.. Вербитский А.А., Борисова Н.В."Методологические рекомендации по проведению деловых игр", М., 90.
13 Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. — Калининград, 1996.
14. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практ. пос. для учителей, студентов средн. и высших пед. уч.зав., — Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
15. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002
16.. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986.
17.. Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.
18. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.:Просвещение, 1992г.
19. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.