Миф о возникновении шёлка «ПАСТУХ И ТКАЧИХА» ( по мотивам китайской мифологии)

Содержимое материала:

Миф о возникновении шёлка

( По мотивам китайской мифологии)

Материал подготовила учитель трудового обучения Куксина Татьяна Викторовна

МОУ « Школа № 84 города Донецка»

«ПАСТУХ И ТКАЧИХА»

Мифы, объясняющие возникновение звёзд и созвездий, называют астральными («астра по-гречески – «звезда»). В астральных мифах обычно рассказывается о людях предметах, так или иначе превратившихся в звезды.

Хорошо известен поэтичный китайский миф о возникновении звёзд, которые в Китае называют «Пастух» и «Ткачиха».

У небесного правителя Тянь-ди была дочь Чжи-нюй – искусная ткачиха. Она жила берегу Серебряной реки, отделяющей небо от земли, и ткала воздушные облака из тончайшего шёлка.

Шелк одно из китайских изобретений, о возникновении шелковичного производства существует легенда.

Небесная ткачиха Чжи-нюй работала не покладая рук. Но изредка она поглядывала на дальний, земной, берег Серебреной реки. Однажды Чжи-нюй увидела там пастуха Ню-лана и полюбила его.

Отец разрешил ей выйти за пастуха замуж, и небесная ткачиха поселилась на земле.

Пастух Ню-лан был сиротой и долгое время жил в семье старшего брата, терпя голод и дурное обращение. Потом он построил собственный дом и стал жить самостоятельно. Жадный брат из всего имущества выделил ему только старого вола.

В более позднем варианте мифа, напоминающем скорее народную сказку, знакомство Ню-лана с невестой происходит в чисто сказочном ключе.

Однажды старый вол заговорил человеческим голосом и велел своему хозяину идти к Серебряной реке, где по определённым дням купалась Чжи-нюй со своими сёстрами.

Ню-лан послушался вола и отправился к Серебряной реке. Когда небесная ткачиха и её сёстры, раздевшись, вошли в воду, пастух спрятал одежду Чжи-нюй и вернул лишь в обмен на обещанье стать его женой.

Выйдя замуж, Чжи-нюй родила двоих детей и целиком погрузилась в домашние хлопоты. Ей уже некогда было ткать облака из небесного шёлка, она ткала одежду для мужа и детей из обычной пряжи.

Небесный правитель рассердился на дочь, забрал её на небо и, как прежде, заставил ткать облака.

Ню-лан отправился следом за женой. Он надеялся переправиться через Серебряную реку, попасть на небо и увести Чжи-нюй домой.

Но пастух не нашёл Серебряной реки на прежнем месте – Тянь-ди поднял её на небо.

Опечаленный Ню-лан вернулся домой. Там его встретил старый вол и сказал: «Когда я умру, сними с меня шкуру и сделай из неё себе одежду. В ней ты сможешь подняться на небо».

Вскоре вол умер. Ню-лан сшил себе одежду из воловьей шкуры, надел её, посадил своих детей в две корзины через плечо. Поскольку дочка была младше и легче сына, Ню-лан в её корзину положил для равновесия ковш. Затем он оттолкнулся от земли и полетел на небо.

Ню-лан достиг Серебряной реки. Чжи-нюй стояла на другом берегу и протягивала к нему руки. Но тут по воле небесного правителя воды Серебряной реки забурлили, и переправиться через неё стало невозможно.

Тогда дочка, сидевшая в корзине, протянула отцу ковш, и Ню-лан стал вычёрпывать реку.

Реки он не вычерпал, но решимость пастуха тронула небесного правителя, и он разрешил Чжи-нюй встречаться с мужем один раз год в седьмой день седьмого месяца. (Этот день в Китае считается днём всех влюблённых).

Пастух и ткачиха, их дети стали звёздами. Влюблённых разделяет Серебряная река – Млечный путь; ковшик из корзинки – небесный ковш созвездия Большой Медведицы.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя