Содержимое материала:
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ
на методическом совете, МБУДО «ДДТ»
протокол от «___» ___ 201__ г. № ____ № ____ от « ___ » ___ 201__ г.
Директор ______В.Н.Беспалова
Утверждаю:
директор МБУДО «ДДТ»
Беспалова В.Н.
Протокол педагогическог02 сентября 20
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Творческая мастерская»
детского объединения «Озарение»
(срок реализации — 1 год, возраст детей — 8-14 лет)
Автор-составитель:
Воробьёва Татьяна Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Бийск, 2018
Пояснительная записка
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей к искусству, в связи с чем возникла необходимость написания программы, призванной способствовать формированию духовно развитой личности.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Цель данной программы: создание условий для развития творческих способностей обучающихся посредством приобщения к театральному искусству.
Задачи:
Образовательные
— познакомить учащихся с понятием театра и его видами, жанрами театрального искусства, основными театральными терминами;
— содействовать расширению общего кругозора учащихся, пополнению их словарного запаса;
Развивающие
— содействовать формированию у обучающихся навыков актерского мастерства;
— создать условия обучающимся для овладения особенностями сценической речи и приёмами сценического движения;
— содействовать развитию воображения, творческого мышления, формированию художественного вкуса;
Воспитательные
— способствовать воспитанию чувства коллективизма, умению согласовывать свои действия с партнерами, формированию коммуникативных и поведенческих навыков.
Театральная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Индивидуальность каждого ребенка будет светиться, открывать живые и смелые краски только в театре, управляемом высоконравственными и духовными позициями. Только в театре высокого назначения можно прийти к высоким результатам. Поэтому в программе воплощены задачи режиссерской и педагогической направленности. Каждое упражнение, этюд, задание, тренинг, игра, работа над спектаклем продуманы и разработаны так, чтобы одновременно реализовался двуединый процесс режиссуры и педагогики.
Программа построена на практической работе с детьми. Высшим достижением театральной деятельности является рождение спектакля, где создается коллектив – ансамбль единомышленников, объединенных общностью понимания творческих и социальных задач. Именно через работу над спектаклем идет основной процесс обучения. Через конкретную практическую деятельность дети быстрее и плодотворнее познают и осваивают мастерство сценического искусства. При погружении в материал пьесы и роли у детей проходит творческий процесс индивидуального постижения мира. Как заметил кто-то из великих: наука – это мы, искусство – это я.
В течение учебного года уровни знаний и умений обучающихся определяются посредством начальной, промежуточной и итоговой диагностики, целью которой является определение:
— способности к импровизации;
— артистических способностей;
— художественно-словесной выразительности.
Программа рассчитана на 1 год обучения — 216 часов. Учащиеся занимаются 3 раза в неделю по 2 часа. В состав учебных групп входят обучающиеся 8-14 лет.
Программа опирается на следующие нормативно-правовые документы:
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
-
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;
-
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-
письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
-
приказ главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ»;
-
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиП 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, per. № 33660);
-
закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;
-
положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУДО «Дом детского творчества».
Учебный план
Цель: приобщение обучающихся к искусству драматического театра, освоение основных речевых и пластических навыков, органичного актёрского существования на сцене.
Таблица № 1
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2 |
Таинственные превращения. |
22 |
4 |
18 |
3 |
Работа над постановкой спектакля. |
80 |
8 |
72 |
4 |
Создание этюдов. |
30 |
4 |
26 |
5 |
Создание клоунады. |
46 |
8 |
38 |
6 |
Художественное слово. |
30 |
4 |
26 |
7 |
Формирование идейно-эстетических оценок. |
4 |
2 |
2 |
8 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
|
Итого: |
216 |
32 |
184 |
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие
Теория: Техника безопасности. Правила поведения в театре. Театр. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник — декоратор, бутафор, актер).
Практика: Упражнения на знакомство.
2. Таинственные превращения
Теория: Введение детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Учить детей умению вживаться в сою роль, учить их через интонации передавать настроение, чувства, персонажа. Формировать образно—выразительные умения и средства. Техника речи. Общение партнеров.
Практика: Учить имитировать характерные движения животных. Игры-превращения. Проводить голосовые разминки, упражнения со скороговорками. Проводить упражнения на освоение пространства и освобождение мышц.
3. Работа над постановкой спектакля
Теория: Познакомить актеров с законами написания пьес и с их композиционным построением (завязка, кульминация, развязка). Обучать детей сочинять сказки и разыгрывать их. Формировать аналитико-исследовательскую работу с пьесой и действующими лицами. Формировать умение анализировать свою работу и работу товарища.
Практика: Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Глубокий и детальный разбор пьесы. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Анализ текста. Распределение ролей. Заучивание текста наизусть, соединения действия со словами своей рели. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка звукового и светового оформления, декоративных деталей. Прогонные репетиции. Показ спектакля зрителю.
4. Создание этюдов
Теория: Побуждать коллективно сочинять этюды из жизни детей и разыгрывать их. После просмотра показов, анализировать свою работу и работу своих товарищей. Действие-язык театра. Речевое поведение персонажей.
Практика: Давать задания детям сочинять этюды, сказки на заданные и свободные темы. Игровое творчество. Техника речи. Пластическая импровизация. Общение с партнером.
5. Создание клоунад
Теория: Знакомство с историей возникновения клоунады. Использование исследовательско-поискового процесса создания образа клоуна.
Изучение композиционного построения клоунады.
Практика: Давать задания детям сочинять клоунады на заданные и свободные темы. Сочинение образов. Проводить исследование темы о пользе и вреде озорства на примере реприз. Игровое творчество. Техника речи. Пластическая передача образа. Показ клоунских реприз на зрителя.
6. Художественное слово
Теория: Знакомство с законами художественного слова. Изучение понятий «сверхзадача», «словесное действие», «подтекст», «публичное одиночество». Техника речи.
Практика: Обучение выразительной, эмоциональной речи через упражнения и скороговорки. Работа со стихотворным, прозаическим тестом. Выступление детей на фестивалях, конкурсах, в праздничных программах.
7.Формирование идейно-эстетических оценок
Теория: Обогащение художественного опыта и формирование идейно-эстетических оценок на примере посещения театра и выставочного зала.
Практика: Разбор и анализ просмотренного спектакля. Обсуждения детьми работ, увиденных в выставочном зале.
8.Итоговое занятие
Теория: Театральная этика. Подведение итогов за год.
Практика: Показ этюдов на свободную тему.
Планируемые результаты после реализации программы
В результате реализации программы у обучающихся предполагается расширение общего кругозора, увеличение словарного запаса; у обучающихся сформируются следующие
знания:
-
понятие «театр», его виды, жанры театрального искусства, основные театральные термины;
-
основные правила сценического движения;
-
основные принципы актёрского мастерства;
-
правила поведения актёров во время выступлений и просмотра работ товарищей;
умения и навыки:
-
правильно двигаться в сценическом пространстве; находить своё место в мизансцене;
-
правильно общаться с партнёром в условиях сценического действия;
-
действовать чётко и слаженно в условиях показа спектакля;
представления:
-
о системе Станиславского, театральной этике.
Методическое обеспечение программы
№ п/п |
Название раздела |
Дидактический материал |
Техническое оснащение |
Форма подведения итогов |
1 |
Вводное занятие |
Карточки, фотографии |
компьютер |
Конкурс |
2 |
Таинственные превращения |
Карточки, фотографии таблицы, реквизит |
декорации, компьютер.
|
Показ этюдов, упражнений.
|
3 |
Работа над постановкой спектакля. |
Пьеса, тексты, бутафория, реквизит |
декорации, компьютер. прожектора. |
Спектакль. Анализ и разбор спектакля. Отзывы зрителей. |
4 |
Создание этюдов. |
Карточки, фотографии реквизит |
декорации, компьютер,
|
Показ этюдов, сказок, написанных учащимися. |
5 |
Создание клоунад. |
Карточки, фотографии реквизит, бутафория,
|
декорации, компьютер. |
Показ реприз. Анализ и разбор. Отзывы зрителей. |
6 |
Художественное слово |
Карточки, фотографии |
декорации, компьютер, микрофон |
Показ чтецких номеров зрителям. Выступление на фестивалях и конкурсах. |
9 |
Формирование идейно-эстетических оценок. |
Карточки, фотографии |
|
Обсуждение просмотренного материала. |
8 |
Итоговое занятие |
Карточки, фотографии |
Компьютер |
Конкурс |
Список литературы
Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. (1998)
Артемьева Л.В. «Театральные игры» М., Просвещение (1991 )
Булатова О.С. «Педагогический артистизм» М., Академия (2001)
Енин А.В. «Учитель-актер» Воронеж (1998)
Ершов П.М. «Технология актерского искусства» М., ТОО «Горбунок» (1992)
Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. Театрализованные игры в школе.- М.: Школьная Пресса (2003)
Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» — М., 1982г
Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия (1991)
Хренников Б.О. «Программы образовательных учреждений» М., Просвещение (1995)
«Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение (1989)
-
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html
-
http://www.solnet.ee/holidays/s9.html#04 – Детский портал «Солнышко»
-
Сайт«Happy-Kids.ru» http://yandex.ru/yandsearch?clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy-kids.ru&lr=193
-
Сайт театральной школы «Скаена» — http://teatr.scaena.ru/list-c-ohist.html
-
Театр-студия«Арт-Мастер» http://www.artmaster.info/library/stanislavsky/