Содержимое материала:
ТЕМА: Предлог как часть речи. Правописание слов с предлогами и приставками. Роль разных частей речи в речи. Части речи с которыми используются предлоги.
Цель: содействовать знакомству учащихся с предлогом как частью речи.
Предметные задачи:
создать условия для развития у учащихся умения:
-
выбирать средства устного общения для передачи особенностей читаемого вслух текста;
-
осваивать произношение и написание словарных слов, овладевать навыками работы со словарём;
-
получать опыт анализа языка поэтического текста, роли разных частей речи в нём;
-
устанавливать связи в словосочетаниях с предлогами;
-
различать предлоги и приставки;
-
понимать роль предлога в предложении.
Метапредметные задачи:
создать условия для развития у учащихся умения:
-
умения оценивать свои действия;
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
работать с учебником;
-
слушать собеседника, вести диалог;
-
навыков анализировать, выделять главное.
Оборудование:
Учебник «Русский язык», 2 класс, часть 2 (автор Н.В. Нечаева), 2012; карточки, рабочие тетради.
ХОД УРОКА
-
Минутка чистописания.
На доске:
в , на, по, через, с, к
Учитель: Посмотрите, что вы можете сказать об этих сочетаниях букв?
Дети: Я считаю, что это записаны предлоги.
— А я не согласна, потому что можно сказать, что здесь записаны приставки.
-Я согласен с ребятами, только хочу уточнить, что одна группа является только предлогами – через и к, а другая может быть и приставками и предлогами – в, на, по, с.
Учитель: Давайте запишем на первой строке те сочетания букв, которые могут быть только предлогами, а на второй, которые могут быть и приставками и предлогами.
Учитель: В чём отличие приставки от предлога?
Дети: Приставка – часть слова, а предлог – часть речи.
Учитель: Какие части речи вы уже знаете?
Дети: Мы знаем существительные, прилагательные и глаголы.
-
Словарная работа.
Работа по учебнику, стр. 34 упр. 273.
Учитель: Давайте найдём в «Справочнике правописания» слова, называющие транспорт. Какими частями речи выражены эти слова?
Дети: Существительными.
Учитель: Запишите их, используя предлоги, которые мы записали на минутке чистописания.
Дети записывают. (Один из вариантов В автомобиле, на автобусе, к машине.)
Учитель: Зачитайте, что у вас получилось.
Учитель: Что вы заметили?
Дети: При использовании в записи предлога у существительных изменились окончания.
— А я заметила, что изменился и смысл сказанного. Например, у Кати записано в автомобиле – это значит быть внутри него, а Вова написал к автомобилю – это значит приблизиться к автомобилю.
-Значит, если меняется предлог, изменяется смысл сказанного.
-
Актуализация знаний.
На доске.
Ира увидела красивую куклу магазин полка.
Учитель: Запишите это предложение.
Дети начинают писать, но кто-то останавливается и поднимает руку.
Дети: Это не предложение. Потому что слова не связаны между собой по смыслу.
— А я считаю, что здесь не хватает слов, ведь не понятно где Ира увидела куклу в магазине, за магазином или на полке, под полкой.
— Я согласен, здесь не хватает предлогов, и надо изменить форму слов.
Учитель: Запишите это предложение, добавив предлоги, которых не хватает, по вашему мнению.
Учитель: Прочитайте предложения, которые у вас получились.
(Ребята зачитывают предложения и обращают внимание на разное смысловое значение предложения в зависимости от употребляемых предлогов)
Учитель: Предположите, какова будет тема нашего урока.
Дети: Я думаю, что сегодня мы будем говорить о предлогах.
Появляется запись
ПРЕДЛОГ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ |
Учитель: Какова цель сегодняшнего урока? Чтобы ответить на этот вопрос продолжите предложение:
На уроке я хочу узнать…
Дети: я хочу узнать, что такое предлог, какую роль играет предлог в предложении и т. д. (дети продолжают высказывания)
На доске учитель фиксирует их высказывания.
Учитель: Вы правы, сегодня на уроке вы откроете для себя много нового и в конце урока вы сможете рассказать об этом.
-
Работа по теме.
-
Работа по учебнику стр. 34 упр. 274(а,б,в)
-
Работа в парах
Дети получают карточки, в которых необходимо вставить пропущенные слова. Заполняют первые две строки.
ПРЕДЛОГ |
ПРИСТАВКА |
Часть___________________ |
Часть ____________________ |
Можно вставить _______ или другое ___________ |
Нельзя вставить _________ или другое _____________ |
Служит для_________________ |
Служит для_________________ |
Не употребляется с __________ |
Употребляется с ____________ |
Пишутся ___________________ |
Пишутся __________________ |
-
Работа в группах по учебнику стр. 35 упр. 275.
После этой работы таблица заполняется окончательно.
Учитель: Давайте прочитаем правило на стр. 35. Всё ли мы с вами узнали на уроке?
Дети: Да. Мы уже сказали, что предлог это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
— Но мы не сказали, что это служебная часть речи. А это записано в правиле.
Учитель: Как вы думаете, а почему её так назвали?
Дети: Наверное, потому, что она служит существительным и прилагательным для связи слов в предложении.
-
Учитель: Почитайте предложение и определите, какое задание необходимо выполнить.
Решили волки зайчика (за)печь, А заяц из духовки прыг (за)печь. |
Я правило бубня (под)нос, в альбоме рисовал (под)нос. |
Вот (до)сада, я не дошла (до)сада. |
Дети: Надо раскрыть скобки.
(Ребята выполняют задание самостоятельно, пользуясь памятками, которые они составили, работая в парах)
-
Рефлексия
Учитель: Давайте назовём тему сегодняшнего урока.
Дети: Предлог
Учитель: Вспомните, какие цели вы поставили на сегодняшний урок. И соответственно этим целям закончите предложения
Сегодня на уроке я повторил(а) … Сегодня на уроке я узнал(а)… Мне было интересно … Мне было трудно … Мне было непонятно … |
-
Домашнее задание
Рабочая тетрадь № 3 стр.16 упр. 26
Придумать сказку о предлоге