Методическая разработка урока по математике «Применение квадратных уравнений при решении текстовых задач»

Содержимое материала:

Автор:Суровцова Надежда Ивановна, учитель математики, МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Кузбасса Н.И. Масалова»

Название работы :Технологическая карта урока по теме «Применение квадратных уравнений при решении текстовых задач»

Предметная область: математика

участники (возраст, класс): 14, 8 класс

Цель урока: 

  • Обобщить умения решать  комбинированные задачи с использованием алгоритмов решения квадратных уравнений.

  • систематизация знаний обучающихся по теме урока, обобщение наиболее важных понятий, закрепление навыков решения различных заданий.

  • развитие умения слушать и слышать, вступать в диалог, самостоятельности и мышления ребенка средствами своего предмета.

  • организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов (задачи):

Задачи:

— познавательных:  

  1.  Знать  алгоритм для решения задачи с помощью квадратного уравнения;

  2.  Научиться сопоставлять уравнение с соответствующим текстом задачи;

  3. Уметь составить модель задачи, зная уравнение;

  4.  При общении в группах или парах, понимать ответственность за свое обучение и своих одноклассников.

—  коммуникативных и личностных:  

умение слушать одноклассников,  владеть навыками совместной деятельности, распределять работу  в группе,  формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.

регулятивных:

умение обрабатывать информацию, умение работать по алгоритму, выбирать способы решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Ожидаемый результат:

  • Самостоятельное составление квадратного уравнения, используя опорную схему для решения текстовой задачи;

  • Развитие ответственности учащихся за свою деятельность на уроке,

  • Умение самостоятельно думать;

  • Умение проводить сравнительный анализ.

Тип урока: урок повторения с использованием группового метода обучения и работой в парах.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, листы с самостоятельной работой (2 варианта), лист оценки знаний. 

Технологическая карта урока математики в 8 классе по теме «Решение задач с помощью квадратных уравнений»

Этапы урока

УУД

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.  Организационный момент

2 мин.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

 История решения задач с помощью уравнений. Сообщение (1-6 слайды)

2. Актуализация

5 мин.

Коммуникативные: развитие устной научной речи, умение слушать и говорить.

Познавательные: анализ и разделение  алгоритма на этапы

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Работа  в парах  

3 группы  повторяют алгоритмы решения квадратных уравнений

1 вопрос: назовите этапы решения квадратного уравнения

2 вопрос: Назовите виды квадратных уравнений и способы их решения

3 вопрос: Назовите этапы решения задач с помощью квадратных уравнений

4 вопрос: повторить Теорему Пифагора, вспомнить в каких геометрических задачах она применяется

Учащиеся  вспоминают известные им алгоритмы, повторяют вместе с одноклассниками, идет объективное повторение материала.  Кроме того они сами говорят и слушают одноклассника.

3.Целеполагание и мотивация

8 мин.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование цели урока.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Самостоятельная работа в парах Выберите для решения задачи, не решая ее до конца, верное уравнение:

 Работа по карточкам:

1. Площадь прямоугольника 1800 см2. Найдите стороны прямоугольника, если одна из них на 20см меньше другой. (2мин)

А) Х + (Х – 20) = 1800

В) Х + (Х + 20) = 1800

 С) Х*(Х + 20) = 1800

D) Х (Х + 20) = 1800

 2. В кинотеатре число мест в ряду на 8 больше числа рядов. Сколько рядов в кинотеатре, если всего в нем имеется 884 места?  (2мин)

 3. Бригада должна была изготовить к определенному сроку 40 деталей. Изготовляя ежедневно на 1 деталь больше, она затратила на работу на 2 дня меньше, чем предполагалось по плану. Сколько деталей в день изготовляла бригада?

 (2 мин)  

Обучающиеся заполняю свои оценочные листы и отвечают на вопросы:

К какому виду уравнения сводится решение данных задач?

Цель урока: обобщить знания по теме  «Решение задач с помощью квадратных уравнений» 

Физминутка

Итак, пришла пора размяться нам физически. Учитель читает стихотворение, учащиеся выполняют произвольные упражнения по смыслу

Поднимает руки

Класс – это раз

Повернулась голова

Влево вправо – это два

Руки вверх

На них смотри – это три

Руки в стороны пошире

Развернули – на четыре

С силой их

К плечам прижать – это пять

Всем ребятам

Надо сесть – это шесть.

– Мы вспомнили с вами как выполняются действия с десятичными дробями, порядок выполнения действий.

-Перейдем к решению задач.

Учащиеся, работая в парах, заполняют вспомогательные таблицы необходимые для составления уравнения. На основе таблицы составляют уравнение и выбирают правильное

Решение всех задач сводится к уравнению, приводимому к квадратному

4. Закрепление

22 мин.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Выявление пробелов изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по изученному  материалу.

Выбрать карточку своего уровня сложности , при затруднении дается разноуровневая карточка. Решаются 2-3 задачи, в зависимости от подготовленности, после решения дается для заполнения лист самооценки (приложение 1) (20 минут)

2 минуты дается для самопроверки решенных задач

Пример карточки:

Практикум по теме «Решение задач с помощью квадратных уравнений» (разноуровневая)

Всего задач 6, каждая оценивается от 3 – 5 баллов

Кол-во

 баллов

1

№ .564(учебник)

3

2

Одно число меньше другого на 8. Найдите эти числа,  если их произведение равно -16.  

3

3

Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 40м/с. Через сколько секунд оно окажется на высоте 60м?  

 4

4

№560 (учебник)

4

5

 Два лесоруба,  работая вместе,  выполнили норму вырубки за 4 дня. Сколько дней нужно на выполнение этой работы каждому лесорубу отдельно,  если первому для вырубки нормы нужно на 6 дней меньше,  чем другому?

5

6

№569 (учебник).

5

Перед решением повторяется при анализе задачи табличная форма записи условия задачи (слайд 7)

Учащиеся работают в тетради для самостоятельных работ индивидуально.

5. Организация контроля

3 минут

Регулятивные: контроль, коррекция, самоконтроль и оценка одноклассника.

Личностные: самоопределение, развитие доверия к своему партнеру

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке

Вопросы учителя:

  1. Поднимите руку, кто получил сегодня оценку 5 «отлично»

  2. оценку 4 «хорошо»

  3. Кто оценил себя на 3 «удовлетворительно»

Дети приглашаются на консультацию по возникшим вопросам

Дети передают оценочные листы и  тетради для самостоятельных работ по рядам на первую парту

После окончания выполнения учащиеся осуществляют оценку своей работы на уроке, выставляют её в оценочный лист

Дети собирают тетради и оценочные листы

  1. Рефлексия.

Подведение итогов урока

3мин

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Задает вопросы:

О чем мы сегодня говорили?

-Какую цель мы поставили сегодня?

-Достигли ли мы этой цели?

-Все ли было понятно, все ли успели?

-Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Где? Приведите примеры.

— Что получилось, а что нет?

— Над чем надо поработать?

Правильно выбирать способ решения задачи с помощью квадратных  уравнений и решать их

7. Информация о домашнем задании

1 мин

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

№566

Повторить алгоритмы решения квадратных уравнений

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя