Рабочая программа

Содержимое материала:

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»

______________________ /Л.Н. Промкина/

приказ №_______ от «_____»_________ 2017г.

Рабочая программа

по курсу

«Изобразительное искусство»

в 6 классе

на 2017– 2018 учебный год

Составитель:

учитель изобразительного искусства Кузнецова Л.В.

п. Красный Текстильщик

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса общеобразовательного учреждения «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, установленных в Феде­ральном государственном образовательно­м стандарте основного общего образова­ния, программы формирования универсальных учебных действий, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, Примерной про­граммой программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Немен­ского (М.: Просвещение, 2010. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта под редакцией Б.М. Неменского (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Цели и задачи.

Одной из самых главных целей преподавания искусства, входящего в предметную область «Искусство», является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально — ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

Срок реализации программы – 2017 – 2018 уч.год

Предполагаемые результаты обучения в 6 классе.

Обучающиеся научатся:

Разбираться в жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

— распознавать роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом, и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

— разбираться в процессе работы художника над картиной, смысле каждого этапа работы, композиции как целостности и образном строе произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

— разбираться в поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

— разбираться роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

— узнавать роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

— роли художественной иллюстрации;

Обучающиеся получат возможность научиться:

— узнавать об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

— разбираться в сложном, противоречивом и насыщенным художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке.

— получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

— научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

— развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности; — получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирования авторской позиции по выбранной теме и поиска способа её выражения;

— получить навыки соотнесения переживаний с контекстами художественной культуры.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Формы контроля уровня обученности.

  1. Викторины.

  2. Кроссворды.

  3. Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

  4. Тестирования

Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Обучение обучающихся изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.

Личностные результаты изучения изобразительного искусства в 6 классе:

• в ценностно-ориентационной сфере:

—    формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

—    принятие мультикультурной картины современного мира;

• в трудовой сфере:

—    формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

—    готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

• в познавательной сфере:

—   умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в   6 классе  проявляются:

• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; 

• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

В области предметных результатов МОУ «СОШ п.Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» предоставляет возможность ученику 6 класса  научиться:

• в познавательной сфере:

—    познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

—    осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;

—    приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

—    различать изученные виды пластических искусств;

—    воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;

—    описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

• в ценностно-ориентационной сфере:

—    формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

—    развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

—    понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

—    уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; 

— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

• в коммуникативной сфере:

—    ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

—    организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

• в эстетической сфере:

—    реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

—    развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

—    воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

—    проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

• в трудовой сфере:

—    применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются: 

— возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства; 

— художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии оценки творческой работы.

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности.

  1. Викторины.

  2. Кроссворды.

  3. Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

  4. Тестирование.

Учебно-тематический план:

Наименование раздела.

Элементы содержания

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Изобразительное искусство и семь пластических искусств.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Линия и её выразительные возможности.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи саратовских художников.

Объёмные изображения в скульптуре. Объёмные изображения в скульптурах города Саратова

Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт.

Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве саратовских художников. Изображение предметного мира – натюрморт.Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

Вглядываясь в человека. Портрет.

Образ человека – главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. Портрет в скульптуре.

Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты (обобщение темы). Портретисты-саратовцы

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы.

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзажисты-саратовцы. Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Планирование по изобразительному искусству

урока

Тема урока

Тип урока

Формы контроля

Дата

план

факт

1

Язык изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства

УОНЗ

Устный опрос. Практическая работа.

2

Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства

УОНЗ

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

3

Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

4

Черное и белое– основа языка. Графики. Линия и ее выразительные возможности.

Пятнокак средство выражения.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

5

Черное и белое – основа языка графики. Линия и ее выразительные возможности.

Пятно как средство выражения.

УРК

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

6

Цвет – основа языка живописи

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

7

Цвет – основа языка живописи

УРК

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

8

Объёмные изображения в скульптуре

УОНЗ

Устный опрос. Практическая работа.

9

Объёмные изображения в скульптуре

УРК

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

2 четверть

10

Объёмные изображения в скульптуре

УРК

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

11

Пейзаж – сфера искусства, в котором формируется отношение к природе

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

12

Отношение художника к миру природы.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

13

Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр.

УРК

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

14

Пейзаж в графике

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

15

Пейзаж в графике

УРК

Устный опрос. защита проекта.

16

Художник выражает свое понимание красоты природы

УОНЗ

Фронтальный опрос. защита проекта.

17

Построение пространства в пейзаже.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по темеурока.

18

Построение пространства в пейзаже.

УРК

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

19

Роль колорита в пейзаже

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ, защита проекта.

3 четверть

20

Мы и мир наших вещей. Отношение человека к миру вещей

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

21

Отношение художника к миру вещей

УРК

Творческое обсуждение работ,

22

Отношение художника к миру вещей

УРК

Устный опрос. защита проекта.

23

Натюрморт в графике

УОНЗ

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

24

Это – мы: вглядываясь в человека.

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

25

Вглядываясь в человека: жанр портрета

Портрет в графике

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

26

Композиция в портрете

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

4 четверть

27

Композиция в портрете

УРК

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

28

Композиция в портрете

УР

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

29

Портрет в живописи

УОНЗ

Устный опрос. Практическая работа.

30

Музеи мира

УОНЗ

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

31

Музеи мира

УРК

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

32

Музеи мира

УР

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

33

Государственная Третьяковская галерея

УОНЗ

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

34

Государственная Третьяковская галерея

УРК

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

35

Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств.

УОНЗ

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

35

Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств.

УОМН

Творческое обсуждение работ, защита проекта.

Основная литература:

— Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

— «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 175 с.

— Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

— Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

«Рассмотрено»

«Согласовано»

Заседание школьного методического объединения протокол №

от ___. . 2017г.

руководитель ШМО_______________

/Комарова Л.А./

Зам. директора по УВР _____________________ Иноземцева Е.Г.

___. .2017г.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя