Содержимое материала:
Логопедическое занятие во 2 классе
коррекционной школы 8 вида.
Лексическая тема: Осень
Грамматическая: Гласные и согласные буквы.
Цели:
-
Закреплять навыки различения гласных и согласных звуков.
-
Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
-
Развивать плавный выдох, подвижность органов артикуляционного аппарата.
-
Расширение словаря учащихся по теме «Осень»
-
Формировать навыки словообразования.
-
Воспитывать положительную мотивацию к занятиям, любовь к природе.
Оборудование: высушенные листья деревьев, картина «Осень», карточки со словами , карточки с набором букв, мультимедиа проектор, мяч.
Ход:
-
Организационный момент.
— Отгадайте загадку.
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Урожай собирают,
Когда это бывает? (Осенью)
-
Ребята, сегодня поговорим про осень.
-
Упражнения для развития мелкой моторики.
-
Упражнение «Дождик»
-
Артикуляционная гимнастика.
1. Упражнения на развитие длинного плавного выдоха.
— Как дует ветер?
— Сдуть листики с руки.
2. Упражнения на развитие подвижности органов артикуляции.
— «Язычок вышел погулять. Посмотрел на небо, на травку, влево, вправо. Удивился: «Ах! Как красиво вокруг!» Улыбнулся язычок (губы в улыбке), «Ух! Хорошо» (губы трубочкой)»
-
Актуализация знаний учащихся.
1. Назовите признаки осени. Беседа. (Выставляется картинка «Осень»)
— Какие стали дни, ночи?
— Как осенью греет солнышко?
— Каким становится небо?
— Какой осенью бывает дождь?
— Что происходит с листьями?
— Какие стоят деревья и кустарники?
V. Работа над закреплением гласных и согласных.
1. Прочитайте слова, назовите гласные (согласные). Почему? Подчеркните красным мелом – гласные, синим – согласные буквы. (Дети выходят к доске)
Слова: дождь, день, туча, осень, лист, дерево, ветер, туча.
2. Игра «Один – много»
Дождь – дожди, день — …., ветер — …,
туча — …, дерево — …, лист — …,
ветка — …, трава — …, гриб — ….
-
Работа на карточках.
Вычеркните все гласные буквы.
— Кто самый зоркий? Названия, каких деревьев и кустарников здесь спрятались?
АОФВАУДУБПЕБЕРЁЗАЭЮТООСИНАТРКЛЁНТВИВАТОМЧЕРЁМУХАТАДРЯБИНАРВЫАПБАОЛБЮТОПОЛЬСАМПЕ |
-
Динамическая пауза.
Листья осенние тихо кружатся, (кружатся на носочках)
Листья нам под ноги тихо ложатся, (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят. (машут руками влево-вправо)
Будто опять закружиться хотят. (кружатся)
-
Работа над словообразованием.
-
Отгадайте, о чём мы будем говорить дальше.
Загадка.
Растут – зеленеют.
Упадут – пожелтеют.
Полежат – почернеют.
— Правильно, ребята, это листья.
— Назовите ласково «лист». (Листочек)
— Как называется явление, когда падают листья? (Листопад)
— Назовите гласные (согласные) в этом слове.
— Узнайте, какое слово я загадала (логопед по звукам произносит слово «л,и,с,т,и,к».
— Когда так говорят? (когда лист маленький)
-
Логопед показывает листья с различных деревьев и кустарников: берёза, осина, рябина, черёмуха, клён, ива, сирень, дуб.
— С какого дерева лист? (с берёзы)
— Значит, какой это лист? (берёзовый лист).
Далее проводится аналогичная работа и с листьями других деревьев: клён – кленовый, рябина – рябиновый, ива – ивовый, дуб – дубовый и т.д.
-
Логопед выставляет листья, дети внимательно разглядывают их. Затем закрывают глаза, а логопед убирает один лист.
— Какого листа не стало?
-
Составьте предложения, используя данные выражения.(Например: Мы собрали кленовые листья.)
-
Итог занятия.
— О каком времени года говорили?
— Какие звуки повторили?
— Молодцы! Хорошо поработали. Спасибо.