Древний Китай

Содержимое материала:

" Древний Индостан"

Баймухамбетова А.Ж,

учитель истории СОШ №17

города Экибастуза

Павлодарской области

Цели урока:

Закрепление знаний учащихся об общих закономерностях складывания государственности у народов Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности;

  • формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;

Задачи урока

  • развитие восприятия, внимания, расширение кругозора;

  • формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;

  • развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию;

  • развитие интереса к истории, мотивации к учению;

  • формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты;

  • Воспитывать уважение к традициям и культуре народов Индии;

Форма организации деятельности:

  • фронтальная, индивидуальная, групповая, общеклассная, ИКТ-презентация.

Методы:

  • словесный, наглядный, практический, рассказ.

Тип урока: Урок- путешествие

Словарная работа: Брахманы, кшатрии, шудры, неприкасаемые, касты.

Оборудование

  • учебник: Т.Тулебаев, Р.Кусаинова "История Древнего мира". Алматы «Атамура», 2006 г., Политическая карта мира

  • компьютер, интер.доска, презентация,

  • схемы "Индия" для каждого ученика (формат А4, на другой стороне — контурная карта) и на доске;

  • таблички с надписями "Индостан", "Инд", "Ганг", "Гималаи", "Земледелие",

  • картинки с изображением тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона, коровы, ячменя, пшеницы, хлопчатника, риса, чая, сахарного тростника, перца;

  • сахара, чая, пряностей, хлопчатник, рис; тексты для ролевой игры;

  • раздаточный материал: пакетики с символами Индии для каждого ученика: пряности, вата, сахар, рис, чай, к пакетику прикреплена табличка с изображение слона и с текстом домашнего задания.

Предполагаемый результат:

  1. Освоение программного материала по теме "Древний Индостан" учащимися класса.

  2. Расширение кругозора.

Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Ход урока

1. Организационный этап.(2мин)

2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.(6мин)

3. Изучение новой темы: (Слайд №1-Название темы и эпиграф)(7МИН)

План урока: (Слайд №2-План урока)

  • Природные условия Индии;

  • Древнейшие города;

  • Образование Индийского государства;

  • Хозяйство Древней Индии.

  • Социальные отношения. Кастовая система.

4. Рефлексия. Подведение итогов

5. Объяснение домашнего задания

1.Организационный этап.(2мин)

Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется… Впрочем, что это за страна — вы назовете мне сами после подсказки.

(Исполнение индийского танца или инд.музыка).

Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают: "Индия").

2.Подготовка к активному усвоению новых знаний .(3мин)

Учитель: Тема нашего урока " Древний Индостан".(Презентация — слайд №1 ). Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

(Дети сами высказывают предположения: "Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии").

Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы: (Презентация — Слайд № 2)

  • Природные условия Индии

  • Древнейшие города;

  • Образование Индийского государства;

  • Хозяйство Древней Индии.

  • Социальное отношения. Кастовую систему

Разбирая эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим документом. По ходу изучения темы вам предстоит заполнить схему. Эта схема у каждого из вас лежит на парте. В тетрадях писать мы с вами не будем, а будем работать только на этих листах. Потом вы их свернете пополам и вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Задание понятно? Есть вопросы? Итак, но прежде тем, чтобы перейти к новой теме, мы с вами повторим темы прошедших уроков.

разминка.(3 мин)

1. жилище богов (храм)

2. человек, который потерял свободу и не имеет никаких прав (раб)

3. рассказы о богах и героях (мифы)

4. знатный человек в Египте (вельможа)

5. древнеегипетская гробница (пирамида)

6. значки для письма в Египте и Китае (иероглифы)

7. служители бога (жрецы)

8. значки для письма в Двуречья (клинопись)

9. правитель Египта (фараон)

10. Самая высокая пирамида в Древнем Египте (Хеопс)

3.Изучение новой темы:(5мин)

Работа в группах по маршрутным листам, там написаны задания для каждой группы. Для подготовки 7 мин, время пошло.

Учитель: Запишите тему урока. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, для исследования полуострова Индостана пятью группами и мои помощники.(Девочки раздают карточки-задания).Но сначала посмотрим слайды. (реки,горы.природа.и т.д.)

Для работы нам необходима карта. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте.(слайд № 3) Полуостров — это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия?

Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (слайд № 4). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.

Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, (Дети отвечают: Гималаи). (Презентация, слайд №5)

Учитель: Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Как она называется? (Джомолунгма -"поднебесное жилище богов"). Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. (Презентация, слайд №6).

"Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона — один зимний :, другой — летний:"

Учитель: Дожди В Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами — джунглями. (Презентация, слайд №7).

Учитель: Джунгли не похожи на леса Казахстана, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности — здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (Ребята сами предлагают ответ: дерево для постройки жилья и костра, фрукты, ягоды и орехи, лекарственные травы).

Учитель: Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность:(Презентация, слайд №8). Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. (Презентация, слайд №9). Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. (Презентация, слайд №10

Возвращение с путешествии. Ответы учащихся по заданиям. (3мин каждой команде).

Физминутка: (2мин)

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

  • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза — открываем (несколько раз);

  • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

  • впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);

  • раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

  • вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Игра "Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Учитель приглашает желающих учеников отгадать, что находится в сундучке. Ученик должен с закрытыми глазами отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается. (В процессе отгадывания на экране меняются слайды: (Презентация, № ).

Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.

Поклон. Аплодисменты.

4.Закрепление. (5мин).

1.Учитель: Ребята, у вас для того НЕМНОГО ВРЕМЕНИ, чтобы вы успели завершить работу со схемой. (Работа со схемой слайд №11).

В истории знай даты и года.

И помни: ты без карты никуда.

— Покажите на карте Индию. Где она расположена? (индия расположена на юге Азии).

— Какой океан омывает Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан).

— Найдите и покажите реки, которые протекают в индии. (Инд, Ганг).

— Где берут начало эти реки? (Они берут начало в Гималаях).

— Итак, что же такое касты, как они появились и для чего?

2. Попытайтесь теперь с этими словами составить пятистишье про Индию

3. Заполните таблицу:

Название касты

Что имели?

Чем занимались?

Какие права имели?

Жрецы (брахманы)

Знатные воины (кшатрии)

Земледельцы (вайшьи)

Слуги (шудры)»неприкасаемые»

Заполнение схемы на доске — прикрепление табличек с надписями: "Индостан", "Инд", "Ганг", "Гималаи", "Земледелие", картинок с изображением тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона, коровы, ячменя, пшеницы, хлопчатника, риса, чая, сахарного тростника, перца.

5. Рефлексия. (2мин).

Учитель: (Презентация, слайд №12 ) и поставим оценки друг другу. Поднимите руку, кто получил "5", кто "4"? А есть "3"? Молодцы, все сегодня поработали хорошо. Оценочные листы сдаем.6

6. Объяснение домашнего задания.(1мин)

Домашнее задание: Параграф 18, Знать содержание текста. Приготовить доп. Материал на тему: Культура и религия в Индии. изображением слона и написано для вас домашнее задание.

(девочки, , раздают сувениры).

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя