Конспект урока на тему «Картины природы в музыке и поэзии»

Содержимое материала:

6 класс

I четверть

Урок № 6

Тема урока: «Картины природы в музыке и поэзии».

Подтема: «Осень в музыке и поэзии прошлых столетий».

Цель урока:

1. Образовательная:

На примере произведений об осени показать учащимся взаимосвязь музыки поэзии, как основы любой песни.

Активизировать воображение, нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия природы, углубить и расширить понятие «прекрасное

в музыке и поэзии».

Познакомить с творчеством поэтов и композиторов, чьё творчество украшает нашу жизнь.

2. Развивающая:

Развивать у учащихся умение соотносить по настроению музыкальные и поэтические образы, обогащать образную речь.

Через эмоциональное восприятие дать учащимся знания о передаче картин осени в инструментальной и вокальной музыке.

Развитие вокально — хоровых навыков, чувства ритма в трехдольном размере.

Развивать умение размышлять о музыке и поэзии, их единстве и красоте, необходимости нести людям радость и удовольствие.

3. Воспитывающая:

Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные и поэтические образы.

Воспитывать эстетический вкус.

Формирование любви и бережного отношения к природе через творчество композиторов и поэтов.

Тип урока: интегрированный, урок объяснения нового материала

Методы музыкального обучения:

1. Метод наблюдения, музыкального обобщения.

2. Метод звуковой и зрительной наглядности.

3. Метод эмоциональной драматургии урока.

4. Методы вариантности впечатлений, забегания вперёд и возвращения к пройденному.

5. Метод объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: фонохрестоматия, текстовые заготовки, магнитофон, видеомагниофон, портреты Абая, Курмангазы, Чайковского, картины осенней природы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Музыкальный ряд:

1. Чайковский «Осенняя песнь» — слушанье, беседа о произведении, краткий рассказ об альбоме для фортепиано «Времена года». Текст читает Алексей Баталов. Зачитать стихи, связанные с осенними пьесами из цикла.

2. А. Чугайкина «Золотой осенний вальс» — разучивание песни, работа над дикцией, ритмом, характером, настроением.

3. Курмангазы «Сарыарка» — слушанье, беседа о разном восприятии осени композиторами, поэтами. Чтение стихов Абая.

Дополнение:

Романс «Отговорила роща».

Художественный ряд:

1. Загадка об осени: Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осень)

2. Стихи русских поэтов

«Охота». Сентябрь:
«Пора, пора! Рога трубят:

Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах.» А.С.Пушкин

«Осенняя песнь». Октябрь:
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят…» А.К.Толстой

«На тройке». Ноябрь:
"Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши». Н.А.Некрасов.

3. Абай Кунанбаев «Осень»
«Тучи мрачно окутали весь небосвод —
Это осень в дождях и туманах ползет, 
И застывшую землю, от стужи дрожа,

Кобылица напрасно копытом скребет.

Нет уж больше травы на просторе степей,

Смеха больше не слышно и гама детей,

А деревья, иссохшие, как старики,

Тянут к небу безлистые руки ветвей…

Журавли в теплый край вереницей летят,

Голодают верблюды и грустно глядят,

Приуныли аулы — куда ни пойдешь,

Не услышишь веселого смеха ребят.

Старики над остывшей поникли золой,

Молча слушают ветер, холодный и злой…

И уже ни травинки вокруг не найти,

Пылью ветер заносит дороги в степи.

Будь ты проклят, обычай глухой старины,

Что мешает нам в юртах огонь развести!» 1888 Перевод А. Готова

Зрительный ряд:

Портреты композиторов, поэтов, картины художников, видеозарисовка.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Приветствие учителя. Психологическая подготовка учащихся к уроку, проверка готовности, напоминание правил поведения и техники безопасности в кабинете.

Проверка готовности учащихся к уроку (учебник, тетрадь, письменные принадлежности).

Организация внимания, включение в деловой ритм.

II. Актуализация.

— Сегодня мы с вами поговорим об осени. Какое это чудесное время года! Осенью природа так красива! И о ней написано много картин, стихов, песен и программных инструментальных произведений.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

Рассказ – сопровождение к музыке Чайковского П.И.

«Времена год» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы, цикл из 12 картин для фортепиано. Все пьесы этого цикла получили эпиграфы из стихов русских поэтов: Пушкина, Майкова, Фета, Плещеева, Некрасова, Толстого, Жуковского. Поводом к написанию цикла «Времена года» послужил заказ издателя журнала «Нувеллист» Н.М.Бернарда, полученный Чайковским в письме в ноябре 1875 года. В декабрьском номере журнала за 1875 год уже появилось объявление для подписчиков об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского и перечень названий пьес, соответствующих каждому месяцу года и совпадающий с названиями, выставленными позже композитором в рукописи цикла. При издании каждая пьеса получила поэтический эпиграф. Идея принадлежит Н.М.Бернарду, который был большим знатоком русской литературы и поэзии. Знал ли Чайковский об этом заранее, согласовывались ли с ним стихи при издании — неизвестно. Но все прижизненные издания включали эти стихотворные эпиграфы, следовательно, Чайковский так или иначе их принял и одобрил. Журнал выходил ежемесячно, первого числа. Пьесы Чайковского открывали каждый номер. Н.М.Бернард опубликовал в конце 1876 года весь цикл Чайковского отдельным изданием с названием «ВГ». Обложка была с 12 картинками — медальонами и названием «ВГ». Очень скоро «ВГ» стали необычайно популярными и у музыкантов — любителей, и у профессионалов, а впоследствии одним из самых знаменитых фортепианных произведений всей русской музыки. В связи с этим музыкальным фрагментом вспоминается высказывание Чайковского: «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж… Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта».

«Осенняя песнь». Октябрь. Осень всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени — это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы — это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. «Осенняя песнь» занимает в цикле особое место — это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации — вздохи. Заключительные фразы пьесы с авторской пометкой «morendo» — «замирая»…

Далее учитель начинает разучивание песни нашей соотечественницы, ныне живущей в России, Арины Чугайкиной (Лакс). В целях экономии времени, используются текстовые заготовки. Можно разучить только 1-2 куплета. Особое внимание необходимо уделить ритму, который в трёхдольных размерах всегда считается сложным для исполнения.

Закончить урок можно музыкой Курмангазы.

— С кем из композиторов созвучны стихи Абая в пейзажной лирике?

Поэт искал и находил прекрасное в самой природе. Он тонко и верно чувствовал красоту суровой степной осени. Абай впервые в казахской письменной литературе создает произведения о временах года. Он созерцал природу, и под его пером каждая картина становилась прекрасной, была полна неотразимой поэзии. В стихах «Осень», «Октябрь с ноябрем» — эти два месяца всё ярче проявляют мастерство Абая. Он рисует картины степи и аула, в которых изображается человек, находящий в себе силы противостоять суровой природе. Степь осенью, её унылый пейзаж согреты чувством пожилого человека, жизнь которого так же связана с обнажившими ветви деревьями и иссохшими кустарниками. Дети скажут, что наиболее созвучны Абай и Чайковский.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

V. Этап информации о домашнем задании. Найти небольшое стихотворении об осени, выписать в тетрадь (на отдельный лист), красочно оформить.

VI. Подведение итогов урока. Оценки за работу на уроке.

VII. Этап рефлексии.

Мы сегодня на уроке побывали в мире музыки и поэзии о природе.
— Что запомнилось на уроке?

— Что удивило?

— Какое чувство объединяет композиторов поэтов, и художников?

— А каковы ваши чувства? 

Дополнение для учителя

Каждое время года по-своему прекрасно. Люди ждут прихода осени, ведь осень дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго. Как приятно наслаждаться золотистыми красками осени, радоваться красотой деревьев, полей. Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет нас. Помните, как мы с вами ждали прихода осени? Как хотелось увидеть неповторимую палитру осени, угоститься фруктами, овощами, радоваться её по-своему чудесной погоде. Осень всегда была порой, которую воспевали многие писатели, художники, музыканты и поэты. Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень, вот как он говорит о её приходе:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.»

Осенью природа притихает, как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя листву. Птицы покидают нас и летят в тёплые страны. Когда смотришь на эту увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: нежность, удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Если сравнить время года с временем дня, то весна – это утро, ведь всё просыпается, приходит в движение, лето – это середина дня, а осень – сумерки, вечер, конец дня.

— Скажите, а вам нравится осень?

— Какая бывает осень? (Золотая, дождливая, хмурая, красивая, холодная, ненастная, ветреная.)

Музыкальный руководитель:

Осень бывает такая разная! Ранней осенью природа раскрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.

Давайте, обратим внимание на то, как в разных произведениях искусства музыканты, поэты и художники передают различные состояния осенней природы. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов — слова, у композитора — только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский. Эту пьесу композитор назвал «Осенняя песнь». К этой музыке удивительно подходит стихотворение Сергея Есенина:

«Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…»

Предполагаемый результат:

Вызвать эмоциональный отклик, желание прочитать стихи поэтов, послушать музыку композиторов о временах года. Включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя