ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Творческая мастерская»

Содержимое материала:

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

на методическом совете, МБУДО «ДДТ»

протокол от «___» ___ 201__ г. № ____ № ____ от « ___ » ___ 201__ г.

Директор ______В.Н.Беспалова

Утверждаю:

директор МБУДО «ДДТ»

Беспалова В.Н.

Протокол педагогическог02 сентября 20

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Творческая мастерская»

детского объединения «Озарение»

(срок реализации — 1 год, возраст детей — 8-14 лет)

Автор-составитель:

Воробьёва Татьяна Алексеевна,

педагог дополнительного образования

Бийск, 2018

Пояснительная записка

Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей к искусству, в связи с чем возникла необходимость написания программы, призванной способствовать формированию духовно развитой личности.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Творческая мастерская» имеет художественную направленность.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Цель данной программы: создание условий для развития творческих способностей обучающихся посредством приобщения к театральному искусству.

Задачи:

Образовательные

— познакомить учащихся с понятием театра и его видами, жанрами театрального искусства, основными театральными терминами;

— содействовать расширению общего кругозора учащихся, пополнению их словарного запаса;

Развивающие

— содействовать формированию у обучающихся навыков актерского мастерства;

— создать условия обучающимся для овладения особенностями сценической речи и приёмами сценического движения;

— содействовать развитию воображения, творческого мышления, формированию художественного вкуса;

Воспитательные

— способствовать воспитанию чувства коллективизма, умению согласовывать свои действия с партнерами, формированию коммуникативных и поведенческих навыков.

Театральная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Индивидуальность каждого ребенка будет светиться, открывать живые и смелые краски только в театре, управляемом высоконравственными и духовными позициями. Только в театре высокого назначения можно прийти к высоким результатам. Поэтому в программе воплощены задачи режиссерской и педагогической направленности. Каждое упражнение, этюд, задание, тренинг, игра, работа над спектаклем продуманы и разработаны так, чтобы одновременно реализовался двуединый процесс режиссуры и педагогики.

Программа построена на практической работе с детьми. Высшим достижением театральной деятельности является рождение спектакля, где создается коллектив – ансамбль единомышленников, объединенных общностью понимания творческих и социальных задач. Именно через работу над спектаклем идет основной процесс обучения. Через конкретную практическую деятельность дети быстрее и плодотворнее познают и осваивают мастерство сценического искусства. При погружении в материал пьесы и роли у детей проходит творческий процесс индивидуального постижения мира. Как заметил кто-то из великих: наука – это мы, искусство – это я.

В течение учебного года уровни знаний и умений обучающихся определяются посредством начальной, промежуточной и итоговой диагностики, целью которой является определение:

— способности к импровизации;

— артистических способностей;

— художественно-словесной выразительности.

Программа рассчитана на 1 год обучения — 216 часов. Учащиеся занимаются 3 раза в неделю по 2 часа. В состав учебных групп входят обучающиеся 8-14 лет.

Программа опирается на следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • приказ главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ»;

  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиП 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, per. № 33660);

  • закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

  • положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБУДО «Дом детского творчества».

Учебный план

Цель: приобщение обучающихся к искусству драматического театра, освоение основных речевых и пластических навыков, органичного актёрского существования на сцене.

Таблица № 1

п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Таинственные превращения.

22

4

18

3

Работа над постановкой спектакля.

80

8

72

4

Создание этюдов.

30

4

26

5

Создание клоунады.

46

8

38

6

Художественное слово.

30

4

26

7

Формирование идейно-эстетических оценок.

4

2

2

8

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

216

32

184

Содержание учебного плана

1.Вводное занятие

Теория: Техника безопасности. Правила поведения в театре. Театр. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник — декоратор, бутафор, актер).

Практика: Упражнения на знакомство.

2. Таинственные превращения

Теория: Введение детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Учить детей умению вживаться в сою роль, учить их через интонации передавать настроение, чувства, персонажа. Формировать образновыразительные умения и средства. Техника речи. Общение партнеров.

Практика: Учить имитировать характерные движения животных. Игры-превращения. Проводить голосовые разминки, упражнения со скороговорками. Проводить упражнения на освоение пространства и освобождение мышц.

3. Работа над постановкой спектакля

Теория: Познакомить актеров с законами написания пьес и с их композиционным построением (завязка, кульминация, развязка). Обучать детей сочинять сказки и разыгрывать их. Формировать аналитико-исследовательскую работу с пьесой и действующими лицами. Формировать умение анализировать свою работу и работу товарища.

Практика: Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Глубокий и детальный разбор пьесы. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Анализ текста. Распределение ролей. Заучивание текста наизусть, соединения действия со словами своей рели. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка звукового и светового оформления, декоративных деталей. Прогонные репетиции. Показ спектакля зрителю.

4. Создание этюдов

Теория: Побуждать коллективно сочинять этюды из жизни детей и разыгрывать их. После просмотра показов, анализировать свою работу и работу своих товарищей. Действие-язык театра. Речевое поведение персонажей.

Практика: Давать задания детям сочинять этюды, сказки на заданные и свободные темы. Игровое творчество. Техника речи. Пластическая импровизация. Общение с партнером.

5. Создание клоунад

Теория: Знакомство с историей возникновения клоунады. Использование исследовательско-поискового процесса создания образа клоуна.

Изучение композиционного построения клоунады.

Практика: Давать задания детям сочинять клоунады на заданные и свободные темы. Сочинение образов. Проводить исследование темы о пользе и вреде озорства на примере реприз. Игровое творчество. Техника речи. Пластическая передача образа. Показ клоунских реприз на зрителя.

6. Художественное слово

Теория: Знакомство с законами художественного слова. Изучение понятий «сверхзадача», «словесное действие», «подтекст», «публичное одиночество». Техника речи.

Практика: Обучение выразительной, эмоциональной речи через упражнения и скороговорки. Работа со стихотворным, прозаическим тестом. Выступление детей на фестивалях, конкурсах, в праздничных программах.

7.Формирование идейно-эстетических оценок

Теория: Обогащение художественного опыта и формирование идейно-эстетических оценок на примере посещения театра и выставочного зала.

Практика: Разбор и анализ просмотренного спектакля. Обсуждения детьми работ, увиденных в выставочном зале.

8.Итоговое занятие

Теория: Театральная этика. Подведение итогов за год.

Практика: Показ этюдов на свободную тему.

Планируемые результаты после реализации программы

В результате реализации программы у обучающихся предполагается расширение общего кругозора, увеличение словарного запаса; у обучающихся сформируются следующие

знания:

  • понятие «театр», его виды, жанры театрального искусства, основные театральные термины;

  • основные правила сценического движения;

  • основные принципы актёрского мастерства;

  • правила поведения актёров во время выступлений и просмотра работ товарищей;

умения и навыки:

  • правильно двигаться в сценическом пространстве; находить своё место в мизансцене;

  • правильно общаться с партнёром в условиях сценического действия;

  • действовать чётко и слаженно в условиях показа спектакля;

представления:

  • о системе Станиславского, театральной этике.

Методическое обеспечение программы

п/п

Название раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Карточки, фотографии

компьютер

Конкурс

2

Таинственные превращения

Карточки, фотографии

таблицы, реквизит

декорации,

компьютер.

Показ этюдов,

упражнений.

3

Работа над постановкой спектакля.

Пьеса, тексты,

бутафория,

реквизит

декорации,

компьютер.

прожектора.

Спектакль. Анализ и

разбор

спектакля.

Отзывы зрителей.

4

Создание этюдов.

Карточки, фотографии

реквизит

декорации,

компьютер,

Показ этюдов,

сказок,

написанных

учащимися.

5

Создание клоунад.

Карточки, фотографии

реквизит, бутафория,

декорации,

компьютер.

Показ реприз. Анализ и

разбор.

Отзывы

зрителей.

6

Художественное слово

Карточки, фотографии

декорации,

компьютер,

микрофон

Показ

чтецких

номеров

зрителям.

Выступление

на фестивалях

и конкурсах.

9

Формирование идейно-эстетических оценок.

Карточки, фотографии

Обсуждение

просмотренного

материала.

8

Итоговое занятие

Карточки, фотографии

Компьютер

Конкурс

Список литературы

Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. (1998)

Артемьева Л.В. «Театральные игры» М., Просвещение (1991 )

Булатова О.С. «Педагогический артистизм» М., Академия (2001)

Енин А.В. «Учитель-актер» Воронеж (1998)

Ершов П.М. «Технология актерского искусства» М., ТОО «Горбунок» (1992)

Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. Театрализованные игры в школе.- М.: Школьная Пресса (2003)

Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» — М., 1982г

Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия (1991)

Хренников Б.О. «Программы образовательных учреждений» М., Просвещение (1995)

«Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение (1989)

  • http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html

  • http://www.solnet.ee/holidays/s9.html#04 – Детский портал «Солнышко»

  • Сайт«Happy-Kids.ru» http://yandex.ru/yandsearch?clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy-kids.ru&lr=193

  • Сайт театральной школы «Скаена» — http://teatr.scaena.ru/list-c-ohist.html

  • Театр-студия«Арт-Мастер» http://www.artmaster.info/library/stanislavsky/

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя