Содержимое материала:
Урок по Всеобщей истории 7 класс
Тема: «Материальный мир и общество»
Цели урока:
-
Проанализировать изменения, которые произошли в промышленности, торговле и сельском хозяйстве;
-
Для лучшего понимания процес сов, которые произошли в мире в период раннего Нового времени, сравнить основные черты феодализма и капитализма;
-
Развивать критическое мышление и навыки самостоятельной работы учащихся
Ход урока
-
Организационный момент
-
Мотивация учебной деятельности
Тема урока записана на доске, учитель содействует самостоятельному целеполаганию учащихся.
Задание учащимся
Поставить вопрос к теме урока.
Прогнозированный ответ
-
Что нового появилось в хозяйственной деятельности человека раннего Нового периода?
-
Какие изобретения и усовершенствования осуществили люди? Как они их применяли?
-
Какие изменения произошли в обществе с появлением нового в жизни людей?
Сформулированные учащимися вопросы учитель записывает на доске и предлагает в соответствии с ними определить задачи урока.
-
Актуализация опорных знаний
Вопрос к учащимся
-
Что такое Новое время?
-
В какой сфере деятельности человека произошло больше всего изменений? Что стало причинами таких изменений?
Вниманию учителя
Работу на уроке целесообразно организовать с использованием исторической карты «Великие географические открытия».
Работа в парах
Задание учащимся
-
Перечислить характерне черты ремесленной мастерской в средние века.
Обсуждение задания в парах и в классе. По результатам обсуждения учитель предлагает заполнить левую колонку сравнительной таблицы на доске.
Вопрос учащимся
-
Что такое сословие? Какие сословия характерны для средневекового общества?
Прогнозированный ответ
Харктерное для Средневековья разделение общества на три сословия – духовенство (те, кто моляться); феодалы, воины-рыцари (те, кто воюет); крестьяне (те, кто, работает).
ІV. Восприятие и осознание учебного материала
План
-
Человек и природа
-
Мануфактура, хозяйствование, капитализм. Технические достижения.
-
Изменения в обществе.
-
Человек и природа
Сообщение учителя
В ХVІ-ХVІІ вв. Мир оставался большой крестьянской страной, в которой 80-90% населения жили за счет того, что давала земля. Европа была густонаселенной: на 1 кв. км проживало 30-35 человек, в отдельных районах – 50. Ее покрывала густая сеть дорог, которая связывала между собой города и селения. Дороги были ужасными и «раскисали» в распутицу, поэтому удобно было пользоваться водними дорогами-реками и морями.
За пределами населенных пунктов оставалось еще много лесов, в которых водились дикие звери. Во времена неурожаев и лишений лес наступал на освоенные человеком территории.
Люди были еще тесно связаны с природой. Потому природные катастрофы часто влияли на социальные потрясения: голод, эпидемии, восстания, миграции населения.
Учитель зачитывает отрывок из текста, а учащиеся дают ответ на вопрос к нему.
Пример текста
Прогнозы и пророчества
Прогнозировать изменения в природе люди не умели и верили приметам и астрологам. Например, в 1551 году один из них пророчествовал: «Если Солнце, Венера и Луна сойдутся под знаком Близнецов, писатели заработают мало в этом году, слуги не будут послушны своим господам… Но на Земле будет достаточно пшеницы, а дороги будут опасными из-за большого числа разбойников».
Вопрос к учащимся
-
О каком уровне связи человека с природой свидетельствует такой прогноз?
Сообщение учителя
В больших городах остро ощущалась нехватка воды. Водопроводов было мало, кое-где использовались римские акведуки. Во многих городах существовали цехи водоносов. В Стамбуле летом воду продавали небольшими чашечками. Очистных сооружений в то время не существовало. В Париже, например, воду, как и раньше, пили из Сены, хотя ее состояние было далеко от идеала. В Лондоне ХVІІІ в. воду три дня в неделю подавали по деревинному трубопроводу. Хранили ее в больших деревянных бочках.
Люди старались использовать все багатства полей, лесов, морей. Треска и селедка в большинстве приморських стран спасали от голода. В лесах и на болотах оставалось много дичи и ягод. Одновременно люди решительно старались разнообразить природу. В Европе постепенно распространялись «американские» растения: кукуруза, картошка, помидоры и др. Благодаря этим культурам к XIX в. угроза голода в европейских странах постепенно уменьшается.
Периодические похолодания и потепления климата, засуха и наводнения, извержения вулканов и землетрясения влияли на повседневную жизнь людей.
-
Мануфактура, хозяйствование, капитализм. Технические достижения.
Сообщение учителя
Предметы повседневного спроса и потребления — одежда, обувь, предметы домашнего быта, которые, как и раньше, изготовляли простые ремесленники и у которых в период раннего Нового времени появился очень серьезный соперник – мануфактура (от лат. manu facio— делаю рукой) – крупное производство, основанное на ручном труде.
Задание учащимся
Пользуясь текстом учебника, выделить характерные черты мануфактуры и сравнить мастерскую ремесленника и мануфактуру (ученики при помощи учителя заполняют правую колонку таблицу) (см. табл.1)
Таблица 1
Сравнение мастерской ремесленника и мануфактуры
Мастерская ремесленника |
Мануфактура |
— Мелкое производство, на котором выпускается небольшое количество продукции |
— Крупное предприятие, объемы производства которого значительно возрастают |
— Разделение труда отсутствует |
— Существует разделение труда |
— Мастер работает с подмастерьями и несколькими помощниками |
— Работают наемные рабочие, количество которых с расширением производства растет |
— Изделия принадлежат мастеру, который и сам принимает участие в их изготовлении |
— Изделия принадлежат собственнику предприятия, а не производителям |
— Орудия труда примитивные |
— Есть верстаты и механизмы. Собственники мануфактур заинтересованы в техническом прогрессе |
Мануфактуры возникли прежде всего в нових видах производства, например: типография, сахароварение, изготовление стекла. Мануфактурный способ производства начинают также использовать в судостроительстве и военном деле. Чтобы начать мануфактурное производство, необходимо было приобрести землю, построить производственные помещения и склады, закупить оборудование, сырье, нанять работников. Расходы окупались, ведь мануфактура давала значительные доходы. Таким образом, потраченные деньги приносили новые деньги – прибыль. Деньги, вложенные в какое-нибудь дело, которое дает прибыль, называются капиталом. Описанную организацию производства называют капиталистической.
Вниманию учителя
Целесообразно вместе с учениками сравнить особенности феодализма и капитализма. Таблица 2
Основне черты феодализма и капитализма
Феодализм |
Капитализм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель отмечает, что с развитием товарно-денежных отношений возникли нове формы организации торговли: биржи, торговые компании, банки (определения записываются в словарь терминов).
Биржа – организационно-оформленый регулярно действующий рынок, на котором осуществляется постоянная торговля.
Торговая компания – купеческая организация, организующая торговлю.
Банк – специальное учреждение, которое имеет деньги, предоставляет кредиты, осуществляет денежные расчеты, выпускает в оборот ценные бумаги и др. Первые банки появились в ХV- ХVІ вв., сначала в Италии, а потом в Германии.
Сообщение учителя
Выяснив тенденции развития промышленности, давайте попробуем проследить, какие изменения произошли в сельском хозяйстве. Ведь, несмотря ни на что, государства Европы на данном этапе их развития были аграрними.
В буржуазне отношения значительно медленнее, чем город, втягивалась деревня – главный оплот феодадализма. Там создавались фермерские хозяйства с наемным трудом крестьян, которые потеряли свою землю, то есть перестали быть крестьянами в полном понимании этого слова. В деревне в роли предпринимателей могли выступать богатые крестьяне , купцы, или (иногда) сами феодалы. Так случилось, например, в Англии, где произошел процесс огораживаний, то есть насильственного изгнанания крестьян с земли с целью превращения ее на пастбища для овец, шерсть которых шла на продажу.
От скорости проникновения буржуазних отношений в деревне зависели темпы развития капитализма. Быстрее других этот процесс происходил в Англии и Северных Нидерландах, где бурный рост мануфактур совпал с обуржуазиванием деревни. Для Англии и Голландии в ХVІ – ХVІІ вв. Характерно интенсивное буржуазное переустройство сельского хозяйства, утверждение крупной капиталистической аренды при сохранении дворянской земельной собственности лендлордов (помещиков). В этих странах уже наблюдается введение в практику новых видов сельскохозяйственных орудий труда (легкий плуг, борона, сеялка и др.) Буржуазный прогресс сельского хозяйства обеспечивал сырьевые ресурсы и прилив раб очей силы в промышленность, поскольку крестьяне, оставшись без земли и, не найдя работы в деревне, шли в города.
Работа с текстом
Учащиеся работают с учебным материалом, отвечают на вопросы.
Текст
В большинстве районов Европы преобладали зерновые культуры. И только на юге рядом с зерновыми выращивали виноградники и сады. Большое значение для развития сельского хозяйства имели бобовые культуры, которые потреблялись в пищу людьми и шли на корм животным, но и обогащали почву азотом. С ХІV века все чаще сеяли гречку, но широкое распространение она получила лишь в конце ХV века, чуть раньше арабы завезли в Испанию рис, который в ХV веке проник в Италию и Южную Францию.
С ХІV века некоторые европейские страны начинают специализироваться на выращивании отдельных сортов садово-огородных культур. Большие сады и огороды появляются в Германии, Франции, Италии. В странах Средиземноморья садоводство и огородничество готовят продукцию на экспорт.
С ростом городов увеличились объемы производства технических культур. В районах с развитым текстильным производством выращивали фабричные растения: шафран, вайду, марену и др. повсеместно в Европе сеяли коноплю и лен.
В ХІ-ХV веках ощутимые перемены происходят в животноводстве. Если в ХІІІ веке оно играло вспомогательную роль, то в ХІV- ХV веках получило первоочередное значение, особенно в районах с неблагоприятными для выращивания зерновых климатическими условиями. Крестьянские хозяйства, не имея достаточного количества кормов, главную роль уделяли разведению овец, коз и свиней. В некоторых районах Европы интенсивно развивалось овцеводство, которое поставляло сырье для суконного производства.
Вопрос учащимся
-
Какие сельскохозяйственные культуры выращивали в период раннего Нового времени?
-
Какие изменения произошли в животноводстве? Почему?
-
Разведением какого скота занимались европейцы?
Учитель.
Новое время – это эпоха изменений в жизни общества. В самом начале, в ХV- ХVІ вв., во многих странах еще продолжали господствовать феодальные отношения, но уже наблюдались значительные сдвиги: совершенствовались орудия труда, было сделано много технических изобретений, начали использовать новые станки, механизмы, инструменты, улучшилось качество обработки земли.
Далее учащиеся работают с таблицей (см. табл.3) (готовится как раздаточный материал) и выполняют задания к ней.
Вопрос учащимся
-
Какие технические открытия и изобредения были сделаны человеком в ХV- ХVІ вв?
-
Где их применяли?
-
Какое значение они имели для развития хозяйства?
Учащиеся делают вывод, что эти технические изобретения и усовершенствования вызвали появление нових орудий труда, ремесел и профессий, а также повышение квалификации производителей, что, в свою очередь, привело к росту производительности труда в хозяйстве.
Сообщение учителя
С ростом обмена, торговли, накопления капитала и углубления общественного разделения труда складывались благоприятные условия для выделения транспорта в отдельную отрасль производства. В ХV- ХVІ вв. становилось все больше судновладельцев, которые занимались исключительно перевозкой товаров. Во многих странах появились почты и осуществлялись регулярные перевозки пассажиров сухопутными дорогами. Во Франции, Германии, а позже и в Англии в ХVІІ веке стали строить хорошие дороги.
Таблица 3
Технические открытия и усовершенствования ХV-ХVІ вв.
Изобретения и усовершенствования |
Их применение и последствия |
Усовершенствование в использовании водяного двигателя |
|
Изобретение домны |
|
Совершенствование огнестрельного оружия |
|
Совершенствование кораблестроения и техники мореплавания |
|
Изобретение книгопечатания |
|
Изобретение прялки и горизонтального ткацкого станка |
|
Вопрос учащимся
-
Какие изменения произошли в сфере транспорта и перевозок в период раннего Нового времени?
-
Изменения в обществе
Сообщение учителя
Все те изменения, которые произошли в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, не могли не повлиять на общество. Характерное деление общества на три сословия не отвечало реалиям жизни в Новое время.
Значительные потрясения ожидали в ХVІ веке католическую церков. Новые течения в христианстве, возникшие в это время, нарушили суровую иерархию церковной организации и безоговорочное могущество Папы римского.
Многие феодалы (идальго в Испании, «дворянство шпаги» во Франции и др.) стремились сохранить старые порядки. «Старое дворянство» с оружием в руках отстаивали свое монопольное право на владение землей и крестьянами, которые жили на ней, а также привилегии не власть и господство в обществе. «Славное рицарство» осталось в Средневековье. Мушкеты хорошо обученных солдат постоянных армий «свели на нет» все преимущества закованных в железные латы конных рыцарей. Мощные пушки разрушали самые неприступне рыцарские замки.
В это же время появились «новые дворяне». Их целью стало производство продуктов для продажи на рынке и получения прибыли. Пренебрегая сословными предрассудками, они принимали участие в общин с купцами и банкирами коммерческих делах, основывали мануфактуры и торговые компании. В свою очередь, некоторые разбогатевшие купцы и банкиры покупали дворянские титулы и высокие государственные должности, которые давали им возможность увеличивать свои богатства или тешиться тщеславием: «из грязи в князи».
Таким образом, банкиры, ростовщики и торговцы, цеховая верхушка, собственники мануфактур и «новые дворяне» образовали новый класс-буржуазию. В средние века бюргерами, или буржуа, называли жителей городов. В Новое время значение этого термина постепенно изменилось – «буржуа» и «буржуазией» стали называть собственников капиталов, которые использовали труд наемных работников.
В городах и селениях появляется абсолютно новая социальная группа наемных работников. Она формировалась за счет крестьян, которые остались без земли, ремесленников, которые разорились, и «вечных подмастерьев», изгнанных из монастырей монахов и др. Особое место в жизни общества принадлежало городской интеллигенции: юристам, ученым, преподавателям университетов, писателям, архитекторам, врачам и др. Интеллигенция формировала цели, ценности и мировоззрение людей Нового времени.
Во время рассказа для лучшего восприятия учащимися информации учитель составляет на доске схему, которая отображает слои общества. Ученики фиксируют схему в тетради.
Общественные слои
Отстаивали свое монопольное право на владение землей с крестьянами, которые жили на ней, а также привилегии на власть и господство в обществе
«Старые
дворяне»
Их целью стало производствопродуктов для продажи на рынке и получение прибыли. Они принимали участие в общих с купцами и банкирами коммерческих операциях и основывали мануфактуры и торговые компании. В свою очередь, некоторые разбогатевшие купцы и банкиры покупали высокие титулы и должности
«Новые дворяне»
Эти слои формировались за счет крестьян, которые остались без земли, ремесленников, которые разорились, и «вечных подмастерьев», изгнанных из монастырей монахов и др.
Наемные работники
Юристы, ученые, преподаватели университетов, писатели, архитекторы, врачи и др. Интеллигенция формировала цели, ценности и мировоззрение людей Нового времени
Городская интеллигенция
Сообщение учителя
Наиболее распространенной формой правления оставалась монархия. Но расстановка сил между властью и обществом изменилась. На смену диалогу пришел диктат короля, на смену сословной монархии – абсолютизм. Феодальное общество стремилось сохранить существующие порядки, не уступая зарождающейся буржуазии. Появились централизованные государства, которые требовали огромных средств, сильной армии, чиновничьего апарата. Абсолютизм начал формироваться еще в ХV веке, но расцвет его припал на ХVІІ век.
VІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Вопросы и задания учащимся
-
Назвать характерне черты развития промышленности, сельского хозяйства и торговли периода раннего Нового времени.
-
Какие главные признаки формирования капитализма вам стали известны?
-
Назвать основне технические изобретения периода раннего Нового времени.
-
Кто такие буржуа? Представителей каких общественных слоев называли буржуазией?
-
Что такое абсолютизм?
VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Проработать соответствующий материал учебника.