Конспект урока «Материальный мир и общество»

Содержимое материала:

Урок по Всеобщей истории 7 класс

Тема: «Материальный мир и общество»

Цели урока:

  • Проанализировать изменения, которые произошли в промышленности, торговле и сельском хозяйстве;

  • Для лучшего понимания процес сов, которые произошли в мире в период раннего Нового времени, сравнить основные черты феодализма и капитализма;

  • Развивать критическое мышление и навыки самостоятельной работы учащихся

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учебной деятельности

Тема урока записана на доске, учитель содействует самостоятельному целеполаганию учащихся.

Задание учащимся

Поставить вопрос к теме урока.

Прогнозированный ответ

  • Что нового появилось в хозяйственной деятельности человека раннего Нового периода?

  • Какие изобретения и усовершенствования осуществили люди? Как они их применяли?

  • Какие изменения произошли в обществе с появлением нового в жизни людей?

Сформулированные учащимися вопросы учитель записывает на доске и предлагает в соответствии с ними определить задачи урока.

  1. Актуализация опорных знаний

Вопрос к учащимся

  • Что такое Новое время?

  • В какой сфере деятельности человека произошло больше всего изменений? Что стало причинами таких изменений?

Вниманию учителя

Работу на уроке целесообразно организовать с использованием исторической карты «Великие географические открытия».

Работа в парах

Задание учащимся

  • Перечислить характерне черты ремесленной мастерской в средние века.

Обсуждение задания в парах и в классе. По результатам обсуждения учитель предлагает заполнить левую колонку сравнительной таблицы на доске.

Вопрос учащимся

  • Что такое сословие? Какие сословия характерны для средневекового общества?

Прогнозированный ответ

Харктерное для Средневековья разделение общества на три сословия – духовенство (те, кто моляться); феодалы, воины-рыцари (те, кто воюет); крестьяне (те, кто, работает).

ІV. Восприятие и осознание учебного материала

План

  1. Человек и природа

  2. Мануфактура, хозяйствование, капитализм. Технические достижения.

  3. Изменения в обществе.

  1. Человек и природа

Сообщение учителя

В ХVІ-ХVІІ вв. Мир оставался большой крестьянской страной, в которой 80-90% населения жили за счет того, что давала земля. Европа была густонаселенной: на 1 кв. км проживало 30-35 человек, в отдельных районах – 50. Ее покрывала густая сеть дорог, которая связывала между собой города и селения. Дороги были ужасными и «раскисали» в распутицу, поэтому удобно было пользоваться водними дорогами-реками и морями.

За пределами населенных пунктов оставалось еще много лесов, в которых водились дикие звери. Во времена неурожаев и лишений лес наступал на освоенные человеком территории.

Люди были еще тесно связаны с природой. Потому природные катастрофы часто влияли на социальные потрясения: голод, эпидемии, восстания, миграции населения.

Учитель зачитывает отрывок из текста, а учащиеся дают ответ на вопрос к нему.

Пример текста

Прогнозы и пророчества

Прогнозировать изменения в природе люди не умели и верили приметам и астрологам. Например, в 1551 году один из них пророчествовал: «Если Солнце, Венера и Луна сойдутся под знаком Близнецов, писатели заработают мало в этом году, слуги не будут послушны своим господам… Но на Земле будет достаточно пшеницы, а дороги будут опасными из-за большого числа разбойников».

Вопрос к учащимся

  • О каком уровне связи человека с природой свидетельствует такой прогноз?

Сообщение учителя

В больших городах остро ощущалась нехватка воды. Водопроводов было мало, кое-где использовались римские акведуки. Во многих городах существовали цехи водоносов. В Стамбуле летом воду продавали небольшими чашечками. Очистных сооружений в то время не существовало. В Париже, например, воду, как и раньше, пили из Сены, хотя ее состояние было далеко от идеала. В Лондоне ХVІІІ в. воду три дня в неделю подавали по деревинному трубопроводу. Хранили ее в больших деревянных бочках.

Люди старались использовать все багатства полей, лесов, морей. Треска и селедка в большинстве приморських стран спасали от голода. В лесах и на болотах оставалось много дичи и ягод. Одновременно люди решительно старались разнообразить природу. В Европе постепенно распространялись «американские» растения: кукуруза, картошка, помидоры и др. Благодаря этим культурам к XIX в. угроза голода в европейских странах постепенно уменьшается.

Периодические похолодания и потепления климата, засуха и наводнения, извержения вулканов и землетрясения влияли на повседневную жизнь людей.

  1. Мануфактура, хозяйствование, капитализм. Технические достижения.

Сообщение учителя

Предметы повседневного спроса и потребления — одежда, обувь, предметы домашнего быта, которые, как и раньше, изготовляли простые ремесленники и у которых в период раннего Нового времени появился очень серьезный соперник – мануфактура (от лат. manu facio— делаю рукой) – крупное производство, основанное на ручном труде.

Задание учащимся

Пользуясь текстом учебника, выделить характерные черты мануфактуры и сравнить мастерскую ремесленника и мануфактуру (ученики при помощи учителя заполняют правую колонку таблицу) (см. табл.1)

Таблица 1

Сравнение мастерской ремесленника и мануфактуры

Мастерская ремесленника

Мануфактура

— Мелкое производство, на котором выпускается небольшое количество продукции

Крупное предприятие, объемы производства которого значительно возрастают

— Разделение труда отсутствует

— Существует разделение труда

— Мастер работает с подмастерьями и несколькими помощниками

— Работают наемные рабочие, количество которых с расширением производства растет

— Изделия принадлежат мастеру, который и сам принимает участие в их изготовлении

— Изделия принадлежат собственнику предприятия, а не производителям

— Орудия труда примитивные

— Есть верстаты и механизмы. Собственники мануфактур заинтересованы в техническом прогрессе

Мануфактуры возникли прежде всего в нових видах производства, например: типография, сахароварение, изготовление стекла. Мануфактурный способ производства начинают также использовать в судостроительстве и военном деле. Чтобы начать мануфактурное производство, необходимо было приобрести землю, построить производственные помещения и склады, закупить оборудование, сырье, нанять работников. Расходы окупались, ведь мануфактура давала значительные доходы. Таким образом, потраченные деньги приносили новые деньги – прибыль. Деньги, вложенные в какое-нибудь дело, которое дает прибыль, называются капиталом. Описанную организацию производства называют капиталистической.

Вниманию учителя

Целесообразно вместе с учениками сравнить особенности феодализма и капитализма. Таблица 2

Основне черты феодализма и капитализма

Феодализм

Капитализм

  • Ручной труд

  • Машинное производство

  • Господство мелкотоварного производства

  • Рост крупнотоварного производства

  • Низкие темпы роста объемов производства и производительности труда

  • Высокие темпы роста объемов производства и производительности труда

  • Основне классы: крестьяне и феодалы

  • Основне классы: капиталисты, предприниматели (буржуазия) и наемные рабочие

  • Крестьяне зависели от феодалов

  • Наемные рабочие лично свободны

  • Феодалы силой заставляли крестьян отдавать им часть продукта (оброк) или работать на них (барщина)

  • Использование наземного труда (за деньги) робочих, которые не имеют собственности

  • Господство натурального хозяйства при слаборазвитой торговле

  • Господство товарного производства, развитие товарно-денежных отношений

  • Низкий уровень развития техники в сельском хозяйстве и ремесле

  • Технические изобретения, которые способствовали созданию крупних предприятий

Учитель отмечает, что с развитием товарно-денежных отношений возникли нове формы организации торговли: биржи, торговые компании, банки (определения записываются в словарь терминов).

Биржа – организационно-оформленый регулярно действующий рынок, на котором осуществляется постоянная торговля.

Торговая компания – купеческая организация, организующая торговлю.

Банк – специальное учреждение, которое имеет деньги, предоставляет кредиты, осуществляет денежные расчеты, выпускает в оборот ценные бумаги и др. Первые банки появились в ХV- ХVІ вв., сначала в Италии, а потом в Германии.

Сообщение учителя

Выяснив тенденции развития промышленности, давайте попробуем проследить, какие изменения произошли в сельском хозяйстве. Ведь, несмотря ни на что, государства Европы на данном этапе их развития были аграрними.

В буржуазне отношения значительно медленнее, чем город, втягивалась деревня – главный оплот феодадализма. Там создавались фермерские хозяйства с наемным трудом крестьян, которые потеряли свою землю, то есть перестали быть крестьянами в полном понимании этого слова. В деревне в роли предпринимателей могли выступать богатые крестьяне , купцы, или (иногда) сами феодалы. Так случилось, например, в Англии, где произошел процесс огораживаний, то есть насильственного изгнанания крестьян с земли с целью превращения ее на пастбища для овец, шерсть которых шла на продажу.

От скорости проникновения буржуазних отношений в деревне зависели темпы развития капитализма. Быстрее других этот процесс происходил в Англии и Северных Нидерландах, где бурный рост мануфактур совпал с обуржуазиванием деревни. Для Англии и Голландии в ХVІ – ХVІІ вв. Характерно интенсивное буржуазное переустройство сельского хозяйства, утверждение крупной капиталистической аренды при сохранении дворянской земельной собственности лендлордов (помещиков). В этих странах уже наблюдается введение в практику новых видов сельскохозяйственных орудий труда (легкий плуг, борона, сеялка и др.) Буржуазный прогресс сельского хозяйства обеспечивал сырьевые ресурсы и прилив раб очей силы в промышленность, поскольку крестьяне, оставшись без земли и, не найдя работы в деревне, шли в города.

Работа с текстом

Учащиеся работают с учебным материалом, отвечают на вопросы.

Текст

В большинстве районов Европы преобладали зерновые культуры. И только на юге рядом с зерновыми выращивали виноградники и сады. Большое значение для развития сельского хозяйства имели бобовые культуры, которые потреблялись в пищу людьми и шли на корм животным, но и обогащали почву азотом. С ХІV века все чаще сеяли гречку, но широкое распространение она получила лишь в конце ХV века, чуть раньше арабы завезли в Испанию рис, который в ХV веке проник в Италию и Южную Францию.

С ХІV века некоторые европейские страны начинают специализироваться на выращивании отдельных сортов садово-огородных культур. Большие сады и огороды появляются в Германии, Франции, Италии. В странах Средиземноморья садоводство и огородничество готовят продукцию на экспорт.

С ростом городов увеличились объемы производства технических культур. В районах с развитым текстильным производством выращивали фабричные растения: шафран, вайду, марену и др. повсеместно в Европе сеяли коноплю и лен.

В ХІ-ХV веках ощутимые перемены происходят в животноводстве. Если в ХІІІ веке оно играло вспомогательную роль, то в ХІV- ХV веках получило первоочередное значение, особенно в районах с неблагоприятными для выращивания зерновых климатическими условиями. Крестьянские хозяйства, не имея достаточного количества кормов, главную роль уделяли разведению овец, коз и свиней. В некоторых районах Европы интенсивно развивалось овцеводство, которое поставляло сырье для суконного производства.

Вопрос учащимся

  • Какие сельскохозяйственные культуры выращивали в период раннего Нового времени?

  • Какие изменения произошли в животноводстве? Почему?

  • Разведением какого скота занимались европейцы?

Учитель.

Новое время – это эпоха изменений в жизни общества. В самом начале, в ХV- ХVІ вв., во многих странах еще продолжали господствовать феодальные отношения, но уже наблюдались значительные сдвиги: совершенствовались орудия труда, было сделано много технических изобретений, начали использовать новые станки, механизмы, инструменты, улучшилось качество обработки земли.

Далее учащиеся работают с таблицей (см. табл.3) (готовится как раздаточный материал) и выполняют задания к ней.

Вопрос учащимся

  • Какие технические открытия и изобредения были сделаны человеком в ХV- ХVІ вв?

  • Где их применяли?

  • Какое значение они имели для развития хозяйства?

Учащиеся делают вывод, что эти технические изобретения и усовершенствования вызвали появление нових орудий труда, ремесел и профессий, а также повышение квалификации производителей, что, в свою очередь, привело к росту производительности труда в хозяйстве.

Сообщение учителя

С ростом обмена, торговли, накопления капитала и углубления общественного разделения труда складывались благоприятные условия для выделения транспорта в отдельную отрасль производства. В ХV- ХVІ вв. становилось все больше судновладельцев, которые занимались исключительно перевозкой товаров. Во многих странах появились почты и осуществлялись регулярные перевозки пассажиров сухопутными дорогами. Во Франции, Германии, а позже и в Англии в ХVІІ веке стали строить хорошие дороги.

Таблица 3

Технические открытия и усовершенствования ХVVІ вв.

Изобретения и усовершенствования

Их применение и последствия

Усовершенствование в использовании водяного двигателя

  • Приведение в движение колесом молота или пресса в мастерских

  • Подъем наверх руды и откачивание воды из шахт

  • Использование колеса для вдування воздуха большими мехами в плавильную печь

Изобретение домны

  • Получение чугуна и стали

  • Увеличение объемов виплавки металла

Совершенствование огнестрельного оружия

  • Производство нових видов огнестрельного оружия

  • Переворот в военном деле, уменьшение значения рыцарской конницы

Совершенствование кораблестроения и техники мореплавания

  • Возможность долгого путешествия в открытом море

Изобретение книгопечатания

  • Возможность быстрого распространения полученных человеком знаний

  • Развитие образования и литературы

Изобретение прялки и горизонтального ткацкого станка

  • Серьезные изменения в текстильном производстве

  • Ускорение процесса прядения

  • Улучшение качества пряжи

Вопрос учащимся

  • Какие изменения произошли в сфере транспорта и перевозок в период раннего Нового времени?

  1. Изменения в обществе

Сообщение учителя

Все те изменения, которые произошли в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, не могли не повлиять на общество. Характерное деление общества на три сословия не отвечало реалиям жизни в Новое время.

Значительные потрясения ожидали в ХVІ веке католическую церков. Новые течения в христианстве, возникшие в это время, нарушили суровую иерархию церковной организации и безоговорочное могущество Папы римского.

Многие феодалы (идальго в Испании, «дворянство шпаги» во Франции и др.) стремились сохранить старые порядки. «Старое дворянство» с оружием в руках отстаивали свое монопольное право на владение землей и крестьянами, которые жили на ней, а также привилегии не власть и господство в обществе. «Славное рицарство» осталось в Средневековье. Мушкеты хорошо обученных солдат постоянных армий «свели на нет» все преимущества закованных в железные латы конных рыцарей. Мощные пушки разрушали самые неприступне рыцарские замки.

В это же время появились «новые дворяне». Их целью стало производство продуктов для продажи на рынке и получения прибыли. Пренебрегая сословными предрассудками, они принимали участие в общин с купцами и банкирами коммерческих делах, основывали мануфактуры и торговые компании. В свою очередь, некоторые разбогатевшие купцы и банкиры покупали дворянские титулы и высокие государственные должности, которые давали им возможность увеличивать свои богатства или тешиться тщеславием: «из грязи в князи».

Таким образом, банкиры, ростовщики и торговцы, цеховая верхушка, собственники мануфактур и «новые дворяне» образовали новый класс-буржуазию. В средние века бюргерами, или буржуа, называли жителей городов. В Новое время значение этого термина постепенно изменилось – «буржуа» и «буржуазией» стали называть собственников капиталов, которые использовали труд наемных работников.

В городах и селениях появляется абсолютно новая социальная группа наемных работников. Она формировалась за счет крестьян, которые остались без земли, ремесленников, которые разорились, и «вечных подмастерьев», изгнанных из монастырей монахов и др. Особое место в жизни общества принадлежало городской интеллигенции: юристам, ученым, преподавателям университетов, писателям, архитекторам, врачам и др. Интеллигенция формировала цели, ценности и мировоззрение людей Нового времени.

Во время рассказа для лучшего восприятия учащимися информации учитель составляет на доске схему, которая отображает слои общества. Ученики фиксируют схему в тетради.

Общественные слои

Отстаивали свое монопольное право на владение землей с крестьянами, которые жили на ней, а также привилегии на власть и господство в обществе

«Старые

дворяне»

Их целью стало производствопродуктов для продажи на рынке и получение прибыли. Они принимали участие в общих с купцами и банкирами коммерческих операциях и основывали мануфактуры и торговые компании. В свою очередь, некоторые разбогатевшие купцы и банкиры покупали высокие титулы и должности

«Новые дворяне»

Эти слои формировались за счет крестьян, которые остались без земли, ремесленников, которые разорились, и «вечных подмастерьев», изгнанных из монастырей монахов и др.

Наемные работники

Юристы, ученые, преподаватели университетов, писатели, архитекторы, врачи и др. Интеллигенция формировала цели, ценности и мировоззрение людей Нового времени

Городская интеллигенция

Сообщение учителя

Наиболее распространенной формой правления оставалась монархия. Но расстановка сил между властью и обществом изменилась. На смену диалогу пришел диктат короля, на смену сословной монархии – абсолютизм. Феодальное общество стремилось сохранить существующие порядки, не уступая зарождающейся буржуазии. Появились централизованные государства, которые требовали огромных средств, сильной армии, чиновничьего апарата. Абсолютизм начал формироваться еще в ХV веке, но расцвет его припал на ХVІІ век.

VІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Вопросы и задания учащимся

  • Назвать характерне черты развития промышленности, сельского хозяйства и торговли периода раннего Нового времени.

  • Какие главные признаки формирования капитализма вам стали известны?

  • Назвать основне технические изобретения периода раннего Нового времени.

  • Кто такие буржуа? Представителей каких общественных слоев называли буржуазией?

  • Что такое абсолютизм?

VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Проработать соответствующий материал учебника.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя