Приключение гномов в лесу. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей Ф.Н. (с применением здоровьесберегающих технологий)

Содержимое материала:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей Ф.Н. (с применением здоровьесберегающих технологий)

Тема: «Приключение гномов в лесу»

Подготовила

учитель-логопед: Павлова Т.Г.

2013 г.

Цель занятия: автоматизация звука (р), в словах и предложениях, уточнение знаний детей о диких животных, активизация словаря по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

-закреплять правильное произношение звука (р) в словах и предложениях;

-уточнять знания детей о диких животных, вспомнить, чем питаются, где живут, знать названия детенышей;

-упражнять в употреблении предлогов –в, -под;

Коррекционно- развивающие задачи:

-развивать речевой слух и фонематическое восприятие;

-развивать общую моторику и координацию движений;

-развивать пальцевую моторику в пальчиковой гимнастике;

-развивать внимание, память, мышление;

-развивать связанность высказываний, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-воспитывать у детей потребность в общении с природой, формировать умения правильно вести себя на лоне природы.

Словарная работа: берлога, логово.

Материалы к НОД: демонстрационный материал- картинки с изображением диких животных и их детенышей, плоскостные изображении жилищ диких животных (нора, берлога, логово, кусты, дупло). Плоскостные изображения гномов с разной мимикой, профиль звука (р), карточки для характеристики звука (р). Колокольчик, корзина, магнитофон, интерактивный экран.

Раздаточный материал- плоскостные изображения морковок, карточки для характеристики звуков, «Звуковые домики».

Предварительная работа:- артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в словах, предложениях;

-работа по определению позиции звука в словах.

Беседа: дикие животные зимой, повадки, их внешний вид, где они живут, чем питаются, названия их детенышей.

Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика, гимнастика для пальчиков, упражнения и игры на координацию речи с движением, релаксация под музыку, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, мимические упражнения.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед:- Ребята, когда я шла в зал, то услышала звон хрустальных колокольчиков. Потом неизвестно откуда появились маленькие, озорные человечки в красных колпачках и мягких сапожках, которые не оставляли следов и не создавали шума. Как вы думаете, кто это? (ответы детей).

Логопед:— Да, это гномы-маленькие человечки.

А где живут гномы? (ответы детей).

Гномы могут появляться, где им вздумается, и долго оставаться незамеченными, пока все люди занимаются своими делами. Когда же наступает ночь, они начинают хозяйничать повсюду. Вы хотите их сегодня увидеть? (ответы детей).

Логопед:- Тогда закрывайте глаза. А я позвоню в колокольчик, может они появятся (логопед звонит в колокольчик, картинка на экране).

-Здравствуй гномик. Ребята посмотрите, почему-то у него грустное лицо. Покажите, каое у гномика настроение. (Мимическое упражнение: показать грусть на лице).

Голос гномика за кадром:- Дорогие ребята, у нас в лесу есть красавица елочка, но злой Нерычинда, заморозил , замел ее снегом, а еще он навел там такой беспорядок.

Логопед:- Я давно знаю этого Нерычинду, он никак не может научиться произносить звук (р) и от этого злится. А мы научились, потому что выполняли гимнастику для язычка.

Давайте покажем (выполняем под музыкальное сопровождение).

Артикуляционные упражнения:

«Качели» (ладони-пальцы сжатые вверх)

«Часики» (лодочка движения в разные стороны)

«Лошадка цокает копытами» (а ладони «скачут» пальчики)

«Маляр» (поглаживание ладони пальчиками)

«Чашечка» («Чашечка» ладошками)

А теперь, покажем, как мы научились произносить этот звук, «порычим» р-р-р

Ребята, какой главный секрет этого звука? (дрожит язычок)

А еще мы можем рассказать про звук (р). Ребята, какой он? (характеристика звука по схеме: звук согласный, потому что мешает язычок, он дрожит, воздух выходит из ротика, он горячий, звук звонкий, твердый, обозначаем его синей фишкой и у него есть младший братик звук (р), который обозначается зеленой фишкой).

Логопед:- Ребята, поможем гномам? Давайте все отправимся в лес, исправим беспорядок, который навел Нерычинда и отогреем елочку.

2. Основная часть.

Координация речи с движением, релаксация «Пойдем в лес».

Логопед:— Ну-ка детки собирайтесь в лес дремучий отправляйтесь.

По дороге мы идем. (Маршируют)

Снег, метели нипочем. (Имитация подметания снега)

В морозный день идти не лень (Руки вверх)

Мы сугробы перепрыгнем, (Прыжок вверх)

Под корягой перейдем (Шаг в полуприседе)

Посидим на пенечке отдохнем (Приседаем на корточки)

Глазки откроем, встанем

И дальше мы пойдем (Маршируют)

Логопед:— Ребята, мы пришли в лес, а вот и елочка, как мы можем ее отогреть?

Дети: Подуть на нее.

Логопед:- Верно, ребята, но дуть нужно правильно (стали ровно, спинка прямая, ротик закрыт, носиком делаем вдох и через ротик медленно выдыхаем, несколько раз).

Посмотрите, она оттаяла, мы ее отогрели.

Слышите, сколько разных звуков в лесу (фонограмма «Прогулка в лесу» послушайте их, теперь нам нужно поймать только звук (р)).

Д/И «Поймай звук» (логопед произносит разные звуки, дети хлопают на звук (р)).

Логопед:- Идем дальше, а вы знаете, как зимуют животные в лесу?

Каких животных можно встретить?

Посмотрите, все в порядке в зимнем лесу?

Давайте поможем животным найти свои домики (на панно перепутаны картинки- медведь на дереве, лиса в дупле, заяц в берлоге, белка в норе).

Д/И «Найди свой домик» игра сопровождается построением предложений с предлогами в, под:

Белка живет в дупле. Медведь живет в берлоге и т.д. (ребенок выкладывает соответствующую картинку).

Логопед:- Вот теперь животные довольны, что нашли свои домики.

Ребята, садимся на свои места.

Д/И «У кого кто?» Нерычинда не только перепутал жилища животных, но и распугал их детенышей, дава йте вернем детенышей родителям (у лисы детеныши-лисята, у волка- волчата и т.д.).

Теперь вспомним, чем питаются животные в лесу? (белка- орешками, шишками, грибами; лиса- мышами, зайцами, в реке ловит рыб, охотится за птицами; медведь- ягодами, рыбой; волк- ловит зверей; заяц- корой деревьев, травой) А чем мы угостим зайца?

Дети: угостим морковкой.

Логопед:- Вспомним правила проведения гимнастки для глаз, спина прямая, голову держим прямо, неподвижно, работают только глаза.

Гимнастика для глаз «Морковка»

Мы морковку в руки взяли,

С ней немножко поиграли.

Вверх морковку подними,(взглядом вверх)

На нее ты посмотри.

Вниз морковку опусти,(посмотреть вниз)

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево,

Вверх и вниз вправо-влево.

Ай-да заинька умелый!

Глазками моргает, (моргание глазами)

Глазки закрывает.

Зайчики морковки взяли, (открыть глаза)

С ними весело плясали.

Логопед:— Нерычинда нам приготовил конверт с заданиями. Нужно отобрать картинки только со звуком (р), определить место звука (р) в слове и разложить картинки по подъездам. А затем проверим.

Д/И «Звуковой домик».

Логопед:- С заданием мы справились, а Нерычинда так и не появился, видимо так сильно обиделся на гномов, что же нам делать? А мы поиграем с гномиками, чтобы им поднять настроение.

Д/И «Большой- маленький»

Логопед:- Будем превращать большие предметы в маленькие.

Рот-ротик

Рога-рожки

Рука-ручка

Двор-дворик

Комар-комарик

Топор-топорик

Шар-шарик

Перо-перышко

Брат-братик

Торт-тортик

Логопед:- Нерычинда так и не вышел, а я знаю как его раздобрить, его нужно рассмешить.

Я буду проговаривать неправильные предложения, а вы меня исправляйте:

Забор красит Рому.

Дровами рубят топор.

На радуге- небо.

Дорога едет по грузовику.

Сахар грызет Иру.

Градусник несет врача.

Крышка накрыта ведром.

Пассажиры везут трамвай.

Логопед:— Молодцы, справились (Нерычинда за кадром)

Нерычинда: Извините меня, я больше не буду так себя вести, потому что я знаю, что мне делать, нужно ходить на занятия к логопеду и каждый день выполнять гимнастику для язычка.

Логопед:— Верно, Нерычинда, ты все правильно понял.

Ребята, посмотрите на лица гномов, что изменилось? Правильно, гномы стали улыбаться, у них поднялось настроение. Покажите, настроение гномов (мимическое упражнение: радость).

Логопед:- Для Нерычинды мы выложим букву «р» из ниточек.

3. Итог занятия.

-Вам понравилось?

-Где мы сегодня побывали?

-Кому мы сегодня помогли? Чем помогли?

-Какие игры вам понравились?

-Какой звук с вами закрепляли?

Гномики решили поблагодарить вас за помощь и подарили вам медали, за вашу работу.

Молодцы! Занятие закончилось, до свидания.

Родительское собрание

Тема: «Письмо и здоровье начинающих учеников».

Подготовила

учитель-логопед: Павлова Т.Г.

2013 г.

Цель: познакомить родителей с направлениями в подготовки руки к письму, закрепить правила организации рабочего места будущего школьника, научить выбирать шариковую ручку, соблюдать гигиенические требования при организации письма.

Письмо- сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия. При письме ребенок должен соблюдать позу и правильно держать ручку, не нарушать установленный угол поворота тетради при выполнении такой трудной работы начинающий школьник не может соблюдать одновременно все требования и прежде всего, нарушает позу. При неправильной позе в организме ребенка происходит ряд неблагоприятных процессов (деформируется скелет, сжимается грудная клетка, задерживается дыхание, кровообращение, нарушается работа сердца и других органов).

Следует обратить внимание правильно выбранной мебели, парта и стол за которым сидит ребенок, должны соответствовать его росту.

Правильный выбор ручки оказывает свое влияние на письмо и каллиграфию.

На самом деле, ручка, как и другие канцтовары должны быть не только качественными, но и иметь удобную форму. Ведь от этого многое зависит: кляксы в тетради, усталость пальцев от неудобной ручки, что проводит к тому, что ребенок начинает нервничать, отвлекаться, и в конечном итоге отказывается писать.

Хорошая ручка должна иметь удобную форму. Для этого она должна быть не толстой или тонкой. Лучшим вариантом, будет ручка с резиновым ободком, которая защищает пальцы от скольжения. Не нужно покапать металлические ручки, от нее очень быстро устают пальцы и кисть. Идеальный вариант- пластиковая ручка.

Стержень ручки должен быть тонкий, и при этом он не должен пачкаться при письме и не оставлять кляксы.

Ручки на пружинка отвлекают от учебы, поэтому от них лучше воздержаться, и приобрести обычные шариковые ручки.

Научите ребенка правильно держать ручку.

Переучивать всегда сложнее.

Как сформировать правильный захват орудия письма:

Карандаш или ручку держат тремя пальцами- большим, указательным и средним (такой захват называют щепоть). При этом ручка лежит на левой стороне среднего пальца, большой палец поддерживает ручку слева, а указательный сверху. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом ручка не падает. Для обучения, либо коррекции уже неправильного захвата есть специальные резиновые насадки для правшей и левшей.

Таким образом, родителям необходимо грамотно подойти к обучению письму и здоровью начинающих учеников.

Семинар- практикум для педагогов

Тема: «Профилактика зрительных расстройств детей дошкольного возраста»

(методические рекомендации, зрительные гимнастики, тренировочные упражнения для глаз, зрительные дифференцированные физкультминутки, игры способствующие развитию зрения)

Подготовила

Учитель-логопед: Павлова Т.Г.

2013 г.

Большое влияние на нормальное формирование зрения в детском возрасте оказывают характер, длительность условия зрительной нагрузки, поэтому не следует забывать о профилактике зрительных расстройств у детей дошкольного возраста.

Как и любой вид гимнастики, упражнения для глаз могут принести пользу только при условии их правильного и регулярного выполнения в течении длительного времени.

С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить зрительную гимнастику в игровой форме, сопровождать стихами, музыкой, но можно проявив фантазию, использовать собственное сопровождение или совместить с проведением физкультминутки.

Таким образом, используя предложенные приемы, пособия и задания педагог на занятиях решит и очень важную задачу-профилактику зрительных расстройств у детей.

Гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях и связаны со зрительным напряжением, на 10-11 минуте в течении 2-3 минут.

1. на 14-17 минуте- физкульминутка для снятия мышечного напряжения в течении трех минут;

2. в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развитию речи (чтении, рассказыванию), то на 11-13 мин. проводится физкульминутка для мышечного расслабления, а на 17-18 мин. занятия упражнения для глаз.

Условия проведения зрительной гимнастики:

— фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;

-длительность проведения зрительной гимнастики 2-3 мин. в младшей и средней группах. Упражнения следует проводить дважды в день;

-выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объемом интеллектуального напряжения, объемом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видов занятия.

Общие правила проведения зрительной гимнастики:

-всегда снимать очки;

-сидеть (стоять) прямо, не напрягаясь расслабить плечи и опустить их;

-следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;

-сосредоточить внимание на глазах;

-после выполнения упражнений хорошо потянуться от души зевнуть и часто поморгать.

Варианты зрительных гимнастик:

1.Со стихами;

2. Со зрительными стимулами (предметами);

3. С сигнальными метками и схемами (потолочными и настенными);

4. С индивидуальными офтальмотренажерами;

5. Электронные зрительные гимнастики;

6. Пальминг.

1. Со стихами:

Друг другу повернитесь

И широко улыбнитесь!

Теперь немного поморгайте,

Поочередно каждым глазом помигайте.

Опять немного поморгайте,

Глаза закройте,

Просто отдыхайте

А вот теперь глаза

Зажмурьте крепко вы.

Откройте широко,

Где очутились мы?

2. Со зрительными стимулами (предметами):

На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т.д.) предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие. Обращаем внимание детей на соблюдение следующих правил: работают только глаза, голова не подвижна. Педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх- вниз, вправо, влево, покружились». Показ предмета осуществляется в медленном темпе. Зрительный стимул находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановки.

3. Упражнения с сигнальными метками и схемами (потолочными и настенными):

В различных участках комнаты на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание зрительные сигнальные метки им могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуется в равноудаленных участках комнаты.

Потолочные овтальмотренажеры— это траектории, по которым дети «бегают» глазами, при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя.

Настенные овтальмотренажеры могут быть сюжетные, графические, модульные, представлены в виде схем и размещающихся на стене, напротив лица.

На схемах изображаем как е либо цветные фигуры: восьмерку, спираль, овал, ромб и т.д.

Толщина линий- примерно 1см. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломанные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные.

Плакаты размещаются на уровне глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене) и предлагаем «ходить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами. Можно предложить детям игровой сюжет: «Едем в гости по разным дорожкам», «Катаемся на машине», «Ищем дорогу в лесу».

4. Индивидуальные овтальмотренажеры «держалки»:

Поместив в них сюжетные или предметные картинки по лексическим темам, картинки с заданиями, воспитатель плавно передвигает по комнате то, удаляя, то, приближая к детям демонстрируемый материал, тем самым, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

Бумажные овтальмотренажеры: «Пирамидка» найти глазами две одинаковые пирамидки, сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, желтых, всего колец.

«Тарелки с разноцветными кружочками»: найти две одинаковые тарелки.

5.Электронная физкультминутка:

Это комплекс зрительных гимнастик с помощью программы Powr Pont. Система упражнений, представленные в виде мультимедийных презентаций. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазами. Ее цель- сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Вызывает приятные эмоции.

6. Пальминг: не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления. Проводим сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца правой и левой руки на переносице. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, и глаза находились в кромешной тьме. Можно представить себе приятную картину.

Игры способствующие развитию зрения:

«Прищепки» оформить игрушку в форме ежа, где прищепка это иголки.

«Пуговицы» различные по размеру и форме пуговицы, складываем из них башенки.

«Сравниваем картинки» т.е. ищем различия.

«Раскрась вторую половинку» предлагаем дорисовать и раскрасть вторую половинку рисунка.

«Где чей домик?» ребенок определяет не проводя пальцем по линиям у кого какой домик.

«Корректор» дается текст из журналов большим шрифтом, вычеркнуть каждую букву «о» и т.д.

«Дрессированная муха» наша дрессированная муха умеет выполнять команды. Посмотрим? Глазками передвигаем муху от одного домика в другой: вверх, вправо, влево, вниз…

Семинар практикум для педагогов

Тема: «Взаимодействие логопеда с воспитателями, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики с элементами театрализации». Учитель-логопед: Павлова Т.Г.

2012 г.

Цель: повышение эффективности работы и систематизация знаний педагогов по данному вопросу.

Оборудование: материал для развития дыхания (кораблик и блюдечка с водой, музыкальные инструменты дудочки), мелкой моторики (пальчиковый театр, прищепки, поролоновые губки), артикуляционной гимнастики (логопедическая ширма, дидактическая игрушка лягушка, собака Найда, артикуляционные уклады-профили).

План:

1.Дыхательная гимнастика.

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Пальчиковая гимнастика.

4.Кроссворд.

5.Элементы театрализованной деятельности в логопедической работе.

Вводная часть.

В деятельности людей нет области, где бы не употреблялась речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения. Поэтому, главной задачей родителей, логопедов, воспитателей и специалистов дошкольных учреждений о подготовке детей является именно развитие речи.

Для того, чтобы у ребенка сформировалась правильная, красивая речь, необходимо научить ребенка правильному диафрагмальному дыханию, подготовить артикуляционный аппарат, и достаточно хорошо развить мелкую моторику. О взаимосвязи речи и мелкой моторики доказано давно. Так как в коре головного мозга зоны отвечающие за речь и движений пальцев находятся рядом, то их взаимосвязь очевидна.

Дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика должны быть разнообразными, эмоционально-приятными, не утомительными, динамичными. И поэтому их можно использовать не совсем традиционными способами с элементами театрализации.

1.Дыхательная гимнастика.

Проводимый в темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям.

Сейчас мы с вами попробуем оказаться на их месте.

Посмотрите на обратную сторону спинки стула, те за кем нарисован одуванчик садятся за логопедические столы.

Скажите, что можно сделать с одуванчиком?

На него можно подуть и это значит, что мы с вами будем выполнять дыхательную гимнастику.

«Кораблик». Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.

«Игрушки». Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную воздушную струю.

«Чайник закипел», «Шторм в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан налейте воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку-чайник закипает, усиливаем выдох- он кипит, еще усиливаем выдох-вода бурлит. Не забаваем- плечи не поднимать!

«Султанчик», «Сдуй ваточку», «Забей гол». Эти упражнения могут выполняться с высунутым или сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил по середине язычка. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос-выдох делаем через рот, не поднимая плеч.

Выставка предметов для дыхательной гимнастики.

2.Артикуляционная гимнастика.

Обернитесь назад, садятся за логопедические столы те, за которыми нарисованы язычки.

Что обозначают язычки?

Правильно артикуляционная гимнастика. С использованием дидактических игрушек (лягушка, собака Найда), специальных ширм.

Фрагмент с использованием Квакушки.

Логопед: Дети, сегодня на занятие к нам пришла гостья. Я расскажу о ней, а вы попробуйте отгадать, кто это?

Скачет зверушка не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку комар и мушка (Лягушка)

(логопед достает лягушку и дети рассматривают ее).

Логопед: Дети, нравится вам наша гостья? Мы оставим ее на занятии и посмотрим, действительно ли она такая хорошая. Вы запомнили ее имя?

Используя Квакушку логопед показывает детям упражнения для язычка.

«Лопата» рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Жало» рот открыт, узкий направленный язык выдвинут вперед.

«Часики» рот приоткрыт, кончиком узкого языка попеременно тянуться под определенный счет к его уголкам.

«Вкусное варенье» рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Дети очень любят такую игру. Ее можно использовать как поощрение, предложив провести артикуляционную гимнастику вместе с ней наиболее старательным детям.

Просмотр слайдов (артикул. гимнастика в игровой форме с использованием игрушки Квакушки»).

3.Пальчиковая гимнастика.

Обернитесь назад, за логопедические столы садятся те, за кем нарисованы ладошки. Пальчиковую гимнастику мы будем выполнять с помощью обычных прищепок.

Логопед: Жили-были в одной деревушке да в маленькой избушке бабушка (просит надеть куклу на большой палец правой руки) и дедушка (на указательный палец). Жили они, поживали, добра наживали. А еще, жили с бабушкой и дедушкой внучка (на средний палец), Жучка (на безымянный) и кошка (на мизинец). Жили они дружно всегда помогали друг другу.

Пальчиковая гимнастика «Котенок» (прищепкой).

(при произнесении каждого слова дети кусают прищепками пальчики, начиная с указательного, в прямом и в обратном направлении со сменой рук).

Кусается сильно котенок глупыш,

Он думает: это не палец ,а мышь,

Но я же играю с тобою малыш,

А будешь кусаться- скажу тебе: Кыш! (прищепка кусает каждый палец).

Логопед: Наигрался котенок, посадите его отдохнуть. А теперь посмотрите, на птичьем дворе у дедушки с бабушкой живет цыпленок. Его хозяйка кормит зерном. Давайте и мы его покормим.

Пальчиковая игра «Накормим цыпленка» (на каждое слово ребенок берет из тарелочки зернышко и кладет его в миску).

Зернышки все, что хозяйка давала,

Цыпочка клювом по штучке клевала.

Наелся цыпленок зернышек и захотел пить.

Логопед: Цыпленок пищит: пи-пи-пи. А дедушка неоткуда набрать воды, колодца нет. Поможем дедушке построить колодец.

Пальчиковая игра «Колодец» (на каждую строчку ребенок кладет деревянный брусок).

А из нашего колодца, никогда вода не льется.

Нет ни кранок и ни труб, мы кладем из бревен сруб!

Со стараньем возведем, в мире лучшим будет он!

Логопед: обрадовался дедушка, что мы построили самый красивый колодец, и теперь он всех напоит вкусной, прохладной водицей!

Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!

И еще один предмет-инструмент логопеда –это поролоновая губка.

Во время упражнений на артикуляцию звуков или во время проговаривания текстов губку дают ребенку в руки, и он может сжимать их.

Конечно, губки не позволяют пальцами совершать какие-нибудь изысканные движения или изображать сложные пальчиковые фигуры, зато они помогают задавать темп речи, усилить ощущения его ритмического рисунка.

К тому же такие губки способны помочь стеснительному ребенку, постоянно что-то теребящему, не знающему, чем занять свои руки, так и ребенку гиперактивному. В последнем случае упругая и податливая поролоновая губка способна «впитывать» в себя часть энергии возбуждения, которая мешает ребенку сконцентрироваться.

В данном случае из губок был изготовлен «Театр кукол из поролона», где ребенок развивает не только мелкую моторику, но и театральные способности, развивает речь и отрабатывает звукопроизношение.

4.Кроссворд.

Вопросы:

По вертикали

1.Аппарат обеспечивающий образование звуков речи (артикуляционный).

2.Что мы произносим и слышим (звуки).

По горизонтали

3.Дыхание, которое мы используем при производстве речи (речевое).

4.Самый подвижный орган артикуляции (язык).

5.Как называют звуки, при произношении которых, воздух свободно проходит через рот и не встречает преград (гласные).

6.Пять братьев, годами равные, ростом разные (пальцы).

7.Один из органов артикуляции (губы).

а

р

е

ч

е

в

о

е

т

и

я

з

ы

к

г

у

б

ы

л

я

п

а

л

ь

ц

ы

и

о

н

н

г

л

а

с

н

ы

е

й

у

к

и

5.Элементы театрализованной деятельности в логопедической работе.

Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приятного настроения, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, студии, салона и т.д. Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

Работа над театрализацией способствует развитию и коррекции всех психических и познавательных процессов. Заучивание слов развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи ее выразительности.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «РЕЧЕВАЯ АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"

Павлова Татьяна Геннадиевна, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Северное сияние», учитель-логопед, п.Нижнесортымский, Сургутский район, Тюменская область, ХМАО.

Предмет (направленность): коррекционная педагогика, логопедия.

Возраст детей: 4-5 лет.

Место проведения: группа, музыкальный зал

Цели:

-научить родителей создавать условия для проведения артикуляционной гимнастики в домашней обстановке;

-ориентировать родителей в возрастных нормативах появления звуков и развития мелкой моторики рук;

-показать способы и приемы проведения артикуляционной гимнастики и упражнений на активизацию мускулатуры рук;

-воспитывать желания применять полученные знания в работе с детьми.

Оборудование: столы, стулья, настольные зеркала.

Демонстрационный материал: картинки на артикуляционные упражнения, игрушки-самоделки на повышение мотивации к занятиям, развивающие игры на развитие мелкой моторики, литература с комплексами артикуляционной гимнастики, учебная литература.

Раздаточный материал: фасоль, арбузные семечки, шарики, игры на шнуровку.

В зале организована выставка развивающих игр направленных на развитие воздушной струи, активизацию мелкой моторики рук. Представлена научно-методическая литература. Подобраны книги, сборники артикуляционных комплексов в игровой форме, пальчиковых игр, картинки. Рекомендации к проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики в домашних условиях (эти рекомендации родители могут забрать домой для проведения индивидуальной работы с детьми).

Столы в зале расставлены полукругом, на столах настольные зеркала, фасоль, арбузные семечки, бусинки прищепки, «шнурочки» для практических заданий. В центре стоит детский стол, детские стульчики, настольные зеркала.

Ход мероприятия:

Добрый вечер, дорогие родители. Сегодня на нашем семинаре-практикуме вы узнаете о влиянии развития мелкой моторики рук на становление речи, научитесь правильно мотивировать младших дошкольников на выполнение артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики в домашних условиях.

Нам будут помогать дети подготовительных групп.

Логопед: Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног? (ответы родителей)

Логопед: Конечно же, занимаемся гимнастикой. В наших щечках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастики- это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата ,развитие силы, подвижность органов, принимающих участие в речи. Также в этом возрасте необходимо проводить упражнения на формирование произвольного целенаправленного длительного ротового выдоха. Давайте освежим в памяти, особенности звуко и словопроизношения у детей младшего дошкольного возраста:

-характерна общая смягченность (жук- зюк, нет- неть);

-замена заднеязычных переднеязычными (к, г- т, д);

-значительная часть детей не умеет произносить шипящие звуки, ротовые соноры);

-сокращения слов (стул- тул);

-перестановка звуков (шляпа- шапля);

-уподобление одного звука другим (собака- бабака);

-добавление звуков (ребята- ребятла);

-слияние двух слов (Мария Федоровна- Мафеда);

Несовершенства детской речи принято считать возрастной закономерностью в этом возрасте, которая изживается сама собой, но есть индивидуальные особенности у детей, которые не дают в полной мере усвоить звуки к пяти годам. В этом возрасте овладение правильным звукопроизношением затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей, сознательного отношения к несовершенствам своего произношения.

Привлечь внимание маленьких детей легко, но удержать сложнее, поэтому опираться мы должны на положительные факторы (подражательность, эмоциональность, стремление к игровым действиям), когда хотим провести артикуляционную гимнастику, на развитие речевого дыхания и совершенствования мелкой моторики. Данные гимнастики мы можем проводить с элементами театрализации.

Логопед: Сейчас, с помощью детей мы покажем вам, какой артикуляционный комплекс подойдет вашим детям.

Логопед показывает картинки на определенной артикуляционной упражнение, используя стихотворные тексты, сказки, а также демонстрирует пособия «Лягушка- говорушка» (мягкая игрушка с языком), «Собака Найда» (варежка-модель ротовой полости), «Логопедическая ширма». После показа артикуляционной гимнастики, логопед закрепляет требования, предъявляемые к артикуляционной гимнастике:

-упражнения выполняются пред зеркалом;

-удерживать нужную позу необходимо в течении определенного времени;

-точно выполнять движения;

-желательно проводить каждый день, по пять минут;

-обычно выполняют сидя, так как при этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено;

-дети должны хорошо видеть лицо взрослого;

-использовать игровые приемы и хорошее настроение.

Логопед: Но нельзя забывать о том, что источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полости рта или носа наружу. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Проявляя изобретательность и выдумку, вы можете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребенка упражнений: «Бабочка на ниточках», дудочки, губные гармошки, дутье на разные вертушки, пускание мыльных пузырей, «Беговые дорожки» и другие. Предложите маленькое зеркало и на него подышать: вдох и выдох через нос; вдох и выдох через рот; вдох через нос выдох через рот; вдох через рот выдох через нос, таким образом, вы подведете ребенка к осознанию акта дыхания. А еще так интересно «тянуть» гласные звуки на выдохе» кто дольше? Можно и сочетание гласных, но не забывайте напоминать ребенку, что щечки надувать не надо и плечи поднимать слишком высоко нельзя.

Дети подготовительной группы выполняют необходимые упражнения.

Логопед: А сейчас, я перечислю вам правила проведения упражнений на речевое дыхание.

-не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;

-не заниматься после еды (через 1.5 часа);

-необходима свободная, не стесняющая движений одежда;

-не переутомляться, при недомогании отложить занятия;

-дозировать количество и темп упражнений.

Логопед подходит к родителям и совместно с ними выполняет ряд упражнений.

Логопед: Вторая часть нашего практикума относится к развитию мелкой моторики рук дошкольников. Вы можете объяснить, почему именно от развития мелкой моторики рук зависит достаточно своевременное формирование речи? Если посмотреть на карту головного мозга то можно, увидеть что огромную площадь двигательной проекции занимает проекция кисти руки, которая очень близко расположена к речевой моторной зоне. Проведенные исследования показали, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от развития тонких движений пальцев рук, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Назовите, какие игры или упражнения вы проводите с детьми дома по активизации мелкой моторики рук.

Мы вам можем помочь организовать игру, которую можно приготовить быстро и без лишних затрат времени и средств.

Логопед предлагает родителям отработать варианты игр с фасолью, арбузными семечками, бусинками, эспандерами, листами бумаги, шнурками, фантиками, прищепками.

Педагог показывает многообразие упражнений по самомассажу рук с помощью грецких орехов, прищепок, резиновых мячиков, колец «Су- джок», сопровождая стихотворными текстами.

Вместе с родителями логопед выполняет несколько пальчиковых игр.

Логопед: Теперь подведем итоги нашей встречи.

Появилось ли у вас желание проводить дома с ребенком артикуляционную гимнастику, игры на развитие мелкой моторики рук, на формирование речевого дыхания;

На какие положительные факторы детей младшего возраста Вы будете опираться, чтобы заинтересовать их в выполнении заданий.

Мы благодарим вас за участие в семинаре- практикуме, надеемся, что Вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи.

Литература и ссылки

Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Учитель, 2011.

Конаваленко В.В., Конаваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетради для закрепление произношения звуков:-М.: Гном-Пресс, 2000.

Конаваленко В.В., Конаваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: Гном и Д, 2005.

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: Гном и Д, 2007.

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика: Детство-Пресс, 2009.

Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальцев: ЭКСМО, 2008.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя