Содержимое материала:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« КРАСНОХОЛМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ СЕРГЕЯ ЗАБАВИНА»
Методическая разработка урока музыки
1 класс, 1 четверть
по программе «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской
Раздел: «Музыка вокруг нас».
Тема урока:
«Музыка осени»
Хрусталева Светлана Юрьевна
учитель музыки первой квалификационной категории
2017 год
Тверская область город Красный Холм
Цель урока:
Развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.
Задачи:
Обучающие. Познакомить с понятиями музыкальные краски – мажор, минор.
Развивающие. Продолжить развитие навыков интонационно-образного анализа музыкального произведения (жанровой основы мелодии, тембра, контраст лада).
Развивать способность вслушиваться в характер музыки, анализировать музыкальное произведение, размышлять о содержании литературных произведений.
Развивать ассоциативно-образное мышление, устанавливать интонационные связи с литературой, живописью.
Продолжать развитие вокально-хоровых навыков.
Развивать игровые навыки, выразительность игры на музыкальных инструментах.
Развивать внимание, память, творческое воображение.
Воспитательные. Любовное и бережное отношение к природе, воспитание слушательской и исполнительской культуры.
Предметный результат: восприятие музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием, понимание содержания музыки, определение характера, настроения.
Тип урока: углубление и расширение темы, обобщение.
Вид урока: Урок-анализ.
Методы:
1.Метод музыкального обобщения.
2.Метод перспективы и ретроспективы.
3.Метод пластического интонирования
4.Метод жанровой принадлежности музыкальных сочинений.
5.Прием вокального интонирования.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технологии, используемые на уроке:
1.Личностно-ориентированная, гуманно-личностная (педагогика сотрудничества).
2.Технология ИКТ.
3.Технология ассоциативно-образного мышления.
4. Технология интегрирования музыки, живописи, литературы.
5.Технология детского музыцирования.
6.Технология формирования певческой культуры.
7.Технология развития процессов восприятия.
8.Технология использования УМК.
9.Здоровьесберегающая технология
интегрирование музыки, живописи, литературы.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор.
УМК: хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия, учебник, творческая тетрадь.
Художественный материал: иллюстрации, стихи русских поэтов, мультимедийная презентация.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Осенняя песня», Г. Свиридов «Осень», детская песня «Осенняя песенка», Т. Попатенко «Скворушка прощается».
Литература:
Методическое пособие к учебнику 1 класс «Музыка» Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева.
Учебник «Музыка» 1 класс Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева.
Музыкальная хрестоматия к учебнику 1 класса.
Музыкальный диск 1 класс
Ход урока:
1 слайд:
1.Приветствие:
Сейчас музыкальный начнется урок,
Об этом сказал нам веселый звонок,
Сказал, заливаясь на ноте высокой:
«Друзья, поздравляю с началом урока!»
Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте, учитель!)
2 слайд: 2.Организационный момент:
Звучит «Осенняя песнь» П.И.Чайковского.
-
Почему нас музыка встретила сегодня грустным, печальным настроением?
-
Послушайте загадку, может она нам поможет найти ответ!
«Вот художник так художник, все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим – кто художник этот? (дети хором – осень!)
Молодцы!
3.Новый материал:
1)
-
Так с музыкой какого времени года мы будем знакомиться?
(Знакомимся с музыкой осени)
-
А вы слышали музыку осени?
-
Где она звучала?
-
Что мы знаем об осени?
(Дети с помощью учителя читают по желанию фрагменты стихов, написанных у них на кленовых листочках.
1.Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
2.Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
3.Кончается лето,
Кончается лето,
И солнце не светит,
А прячется где-то.
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
4.Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
5.Посмотри, как день прекрасен,
И как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень,
Без огня пылает клен.
6.Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
Определяют, какому месяцу они в большей степени соответствуют: сентябрь – первоосенье, октябрь – глубокая осень, ноябрь – предзимняя осень).
-
А у нас какая сейчас осень из трех?
-
За что вы ее любите?
-
А почему грустите?
3 слайд: 2)
-
Рассмотрите картины осени (В.Поленов «Золотая осень», В.Ван Гог «Тополиная аллея осенью», И.Левитан «Золотая осень»).
-
На репродукцию какой картины похожи стихи, прочитанные ребятами?
-
Итак, мы увидели осень, а как сделать так, чтобы ее услышать?
Может быть зазвать ее к нам? На Руси были заклички, с помощью которых люди зазывали весну, лето, осень.
Осень, осень в гости просим.
Осень, осень, погости неделек восемь.
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.
(Дети придумывают и исполняют вокальные импровизации — .
построчно каждому ребенку).
4 слайл:
-
Вот мы и зазвали осень, и она к нам пришла (спецэффекты: гроза, шум ветра, дождь)
-
Какие были звуки (шумовые)
5 слайд: 3) А сейчас мы отправимся в осенний парк. День хмурый, дождь стучит в окно. Но мы возьмем зонтики! А вдруг солнышко выглянет?
На прогулку под дождем
Собирайся поскорей.
Под зонтами мы пойдем,
Не замочит дождь друзей (шагаем под песенку «Капельки»)
6 слайд: Вот мы и пришли. Закройте глаза и представьте себе осенний парк.
(Звучит «Осень» Г.Свиридова.)
-
Какую осень изобразил композитор? Какими красками нарисовал?
-
Какие чувства выражены в музыке?
-
Какого «кита» вы слышите
-
Какой инструмент «поет» эту мелодию? (скрипка)
Изобразите игру на скрипке (дети имитируют игру на скрипке смычком плавными, широкими жестами)
-
Ребята чем художник рисует свои картины?
У композитора тоже есть свои краски. Если композитор хочет выразить грусть он воспользуется минорной краской – МИНОР. Если хочет выразить радость – воспользуется мажорной краской – МАЖОР.
-
Так какой же краской нарисовали композиторы свою пьесу? (минорной). Правильно!
7 слайд: 4) (физкультминутка)
8 слайд:
-
Давайте вместе с вами мы вспомним песенку об осени (звучит «Осенняя песня»).
-
Как прозвучала песня: мажорно или минорно?
-
Чему радуются ребята?
9 слайд:
-
А сейчас мы послушаем еще одну песенку «Скворушка прощается»
-
Определите настроение песни?
-
Какая краска здесь использована
5) (Звучит песня в исполнении детского хора «Скворушка прощается»
(ответы: грустное, печальное, тоскливое, минорная краска))
-
Понравилась вам песня?
Давайте разучим эту красивую песню (разучивание)
3. Рефлексия:
Быстро пролетел урок
Подведем теперь итог
Чем сегодня занимались
В чем с охотой упражнялись
Что узнали и познали
Почему умней вы стали!?
-
Ребята, о чем мы говорили на уроке? (об осени)
-
Кем мы были сегодня на уроке? (композиторами, исполнителями, слушателями)
-
Кто посвящал осени свои произведения? (художники, поэты, композиторы)
-
Какой была осень на нашем уроке? (разной: мрачной и светлой, теплой и холодной)
-
Какие две краски есть у композиторов ? (мажор и минор)
-
Какое настроение они передают? (мажор – радость, минор- грусть)
4. Домашнее задание:
Ребята, дома вспомните стихи, рассказы о приметах осени. Нарисуйте осенние пейзажи.
5. Итог урока:
Сегодня на уроке мы с вами слушали и исполняли музыку осени. Читали стихи. Звучащие сегодня произведения были разными, но во всех мы ощущаем красоту и любовь к природе композитора, художника, поэта. И я верю, что вы,ребята, будите относиться к родной природе бережно и с любовью.
10 слайд:
Закончился наш музыкальный урок,
Об этом сказал нам веселый звонок.
Сказал, заливаясь на ноте высокой:
«До встречи, ребята, на новых уроках!»
Все молодцы. Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!