Содержимое материала:
Индивидуальное коррекционное занятие по развитию слуха и формированию произношения «На школьной кухне. Повар»
(1 класс, II вид)
Учитель-дефектолог Юрченкова С. В.
Цель: путем развития слуха и формирования произношения на основе материала темы и текста формирование универсальных учебных действий
коммуникативных: постановка «Р», автоматизация «Ц» в обратных слогах, выработка слуховых дифференцировок «Ц», формирование зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения «Ц», выработка артикуляционных дифференцировок «Ц», различение и опознавание на слух речевых конструкций по теме и тексту;
познавательных: развитие пространственных представлений (умения определять предмет по его шаблону), целостного восприятия ( игра «Собери посуду»), мышления (игра «Поваренок»);
личностных: воспитание работоспособности, усидчивости, уважения к профессии «Повар»;
регулятивных: развитие навыка самоконтроля речевых высказываний и выполнения учебных действий.
Ресурсы: карточки со слогами и словами, картинка «Дорога к дому», фигурка гнома, профиль «Ц», доска с магнитными буквами, карточки с тематическим материалом, картинки, разрезанные картинки с изображением посуды (тарелка, кастрюля, ложка, вилка), текст с иллюстрациями, таблица с предложением, муляжи овощей и фруктов.
Ход занятия:
Деятельность учителя |
Деятельность воспитанников |
УУД |
||
Мотивационно-ориентировочный этап (3 мин.) |
||||
|
— Здравствуйте. -Мама, дом, стол. — Я слышу хорошо. -Буду слушать внимательно. |
К Р Л |
||
Развитие произносительной стороны речи (10 мин.) |
||||
1. Постановка «Р»: -артикуляционные упражнения для языка: «Фырканье», «Барабан» 2. Автоматизация звука (Ц) в обратных слогах. Учитель рассматривает вместе с учеником профиль «Ц», обращает внимание на положение языка и голосовых связок. Учитель произносит звук «Ц» , предлагая повторить воспитаннику. Упражнения по выработке слуховых дифференцировок (учитель произносит за экраном слоги и слова со звуком «Ц»): -ор -ец -ес сова -яц -ят заяц -са -ва ранец -жа отец -нец перец Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок:
(н/с)- К нам в гости пришел гном «АЦ». Помоги ему дойти до дома. (н/с)- Найди короткую дорогу, читая правильно слоги. -иц -ац -яц -ец — ац (н/с)- «АЦ» встретил около дерева животное. (н/с)-Помоги ему узнать, кто это? (н/с)-Правильно выполняй задания и получай буквы. (н/с)- Угадай, что нарисовано и назови предметы? заяц, перец, леденец, палец, ранец Если воспитанник затрудняется, то учитель предъявляет ему картинки или говорит за экраном названия предметов или дает карточку с написанными словами.
(н/с)-Прочитай чистоговорки: Ец-ец-ец сладкий леденец Нец-нец-нец маленький птенец Тец-тец-тец научил отец Вец-вец-вец выступал певец (с/з)- Молодец выбирай из мешочка вторую букву. Учитель за экраном называет словосочетания. (н/с)-Составь словосочетания: зеленый танец веселый огурец новый боец смелый ранец (с/з)- Молодец выбирай из мешочка еще букву. Учитель за экраном читает предложение с недостающими словами. — Вова ест перец и огурец. — Под кустом сидит заяц. (с/з)- Молодец выбирай из мешочка еще букву. (с/з)- Выбери из мешочка еще букву. (н/с)- Составь из букв слово и прочитай. (с/з)- Кого встретил «АЦ»? Кто это? Ц Е П Е С
|
(выполняет артикуляционные упражнения) (многократно и отчетливо произносит звук «д-д-д», сначала медленно, постепенно убыстряя)
(воспитанник слушает и показывает речевой материал на табличках)
(прочитывает слоги, соблюдая правильность произнесения «Ц», находит короткую дорогу гнома к дому)
— К нам в гости пришел гном «АЦ». Помогу найти короткую дорогу к дому. Буду правильно говорить «Ц».
-«АЦ» встретил около дерева животное. -Помогу узнать, кто это? -Буду правильно выполнять задания и получать буквы. -Буду называть предметы.
(называет слова, угадывает предметы, получает из мешочка букву)
-Буду читать чистоговорки. (прочитывает отраженно, соблюдая правильное произношение)
(выбирает из мешочка вторую букву)
(воспитанник повторяет с опорой на карточку и показывает картинку, в случае затруднения, воспринимает словосочетания в слухо-зрительной форме)
(выбирает из мешочка третью букву)
(воспитанник слушает, повторяет выбирает нужные картинки, вставляет в предложение и прочитывает)
(составляют из собранных букв слово ПЕСЕЦ)
|
К П Р Л |
||
Работа с тематическим материалом «На школьно кухне. Повар» (5 мин.) |
||||
(н/с)- Гном «АЦ» продолжит путешествие в мир профессий. Учитель за экраном читает загадку. (н/с)- Отгадай загадку. Кто вкусно готовит Супы и котлеты Завтраки, ужины и обеды? (н/с)-Будем знакомиться с профессией повара. 1.Различение на слух речевого материала. Перед воспитанником лежат картинки. Учитель предъявляет на слух предложения. (н/с)-Повар варит суп. (н/с)-Повар жарит котлеты. 2. Игра «Поваренок» Учитель выставляет перед воспитанником поднос, на котором лежат муляжи овощей и фруктов. Он предлагает воспитаннику помочь гному выбрать продукты, необходимые для приготовления борща. (н/с)- Выбери, что нужно для борща? (н/с)- Назови, одним словом. Что это? 3. Опознавание речевого материала. Учитель за экраном предъявляет фразы. (н/с)- Повар готовит обед. (н/с)- Как зовут вашего повара? (н/с)- Что делает повар? |
-Продолжим путешествие в мир профессий.
-Отгадаю загадку. (различает на слух, отгадывает) -Это повар.
-Будем знакомиться с профессией повара.
(воспитанник выбирает картинку и повторяет предложение)
-Повар варит суп. -Повар жарит котлеты.
— Я взял картофель, морковь, лук, капусту, свеклу. — Это овощи.
(в случае затруднения, воспитанник воспринимает предложения слухо-зрительно или с опорой на таблички) — Повар готовит обед. — Нашего повара зовут Ирина Валентиновна. — Повар готовит обед. |
Р П Л К |
||
Работа над текстом «В школьной столовой» (5 мин.) |
||||
1. Различение предложений, слов и словосочетаний из текста. (с/з)- Слушай и повторяй за мной. (на слух) — Воспитатель. — Спасибо поварам! — Обед был очень вкусный. — Большая и чистая. — Пюре с котлетой. Текст «В школьной столовой» Столовая большая и чистая. В столовой стоят столы и стулья. Сегодня дежурный Дима. Дежурный положил на стол ложки и вилки. Он принёс стаканы с компотом. Воспитательница налили суп из кастрюли. Дети ели вкусный суп. Потом они ели пюре с котлетой, пили компот. Обед был очень вкусный. Спасибо поварам! 2.Игра«Собери посуду». На столе лежит разрезанная посуда (пазлы)
(н/с)- Помоги гному собрать посуду. (н/с)- Тарелка, ложка, вилка, кастрюля, стакан. |
-Буду слушать и повторять. — Воспитатель. — Спасибо поварам. — Обед был очень вкусный. — Большая и чистая. — Пюре с котлетой.
(различают речевой материал текста вразбивку, повторяют фразы, выстраивают по порядку)
(слушает слова, повторяет и собирает целую посуду)
-Я помогу гному собрать посуду. — Тарелка, ложка, вилка, кастрюля, стакан.
|
Р К Л |
||
Опознавание материала занятия без опоры на звукоусиливающую аппаратуру. |
|
|||
1. Опознавание слов и словосочетаний, предложений. Учитель за экраном предлагает материал для восприятия. (н/с)- Слушай и повторяй за мной. -Учитель. -Врач лечит ребят. -Воспитательница. -Повар готовит обед. -Вкусный обед. 2. Работа с таблицей. (с/з)-Я буду называть предложения, а ты показывай и повторяй. варит компот Повар суп жарит котлеты
|
(в случае затруднения, воспринимает слухо-зрительно или с опорой на таблички)
— Учитель. Врач лечит ребят. Воспитательница. Повар готовит обед. Вкусный обед.
-Повар варит суп (компот). -Повар жарит котлеты. |
|
||
Рефлексивно-оценочный этап (2 мин.) |
|
|||
Организация окончания занятия и оценка работы воспитанника. (н/с)- …., занятие окончено. (н/с)-Ты хорошо занимался: был внимательным, правильно говорил, без ошибок выполнял все задания. (н/с)-Попрощайся.
|
-Занятие окончено. -Я хорошо занимался: был внимательным, правильно говорил, без ошибок выполнял все задания. — До свидания.
|
Р К Л
|