Индивидуальное коррекционное занятие по развитию слуха и формированию произношения «Постановка «Р», автоматизация «Ц». На школьной кухне»

Содержимое материала:

Индивидуальное коррекционное занятие по развитию слуха и формированию произношения «На школьной кухне. Повар»

(1 класс, II вид)

Учитель-дефектолог Юрченкова С. В.

Цель: путем развития слуха и формирования произношения на основе материала темы и текста формирование универсальных учебных действий

коммуникативных: постановка «Р», автоматизация «Ц» в обратных слогах, выработка слуховых дифференцировок «Ц», формирование зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения «Ц», выработка артикуляционных дифференцировок «Ц», различение и опознавание на слух речевых конструкций по теме и тексту;

познавательных: развитие пространственных представлений (умения определять предмет по его шаблону), целостного восприятия ( игра «Собери посуду»), мышления (игра «Поваренок»);

личностных: воспитание работоспособности, усидчивости, уважения к профессии «Повар»;

регулятивных: развитие навыка самоконтроля речевых высказываний и выполнения учебных действий.

Ресурсы: карточки со слогами и словами, картинка «Дорога к дому», фигурка гнома, профиль «Ц», доска с магнитными буквами, карточки с тематическим материалом, картинки, разрезанные картинки с изображением посуды (тарелка, кастрюля, ложка, вилка), текст с иллюстрациями, таблица с предложением, муляжи овощей и фруктов.

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность воспитанников

УУД

Мотивационно-ориентировочный этап (3 мин.)

— Здравствуй, …….

— Повтори за мной: мама, дом, стол

— Ты меня слышишь хорошо?

— Слушай внимательно.

— Здравствуйте.

-Мама, дом, стол.

— Я слышу хорошо.

-Буду слушать внимательно.

К

Р

Л

Развитие произносительной стороны речи (10 мин.)

1. Постановка «Р»:

-артикуляционные упражнения для языка:

«Фырканье», «Барабан»
-зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево.

2. Автоматизация звука (Ц) в обратных слогах.

Учитель рассматривает вместе с учеником профиль «Ц», обращает внимание на положение языка и голосовых связок.

Учитель произносит звук «Ц» , предлагая повторить воспитаннику.

Упражнения по выработке слуховых дифференцировок (учитель произносит за экраном слоги и слова со звуком «Ц»):

-ор -ец -ес сова -яц -ят заяц -са

-ва ранец -жа отец -нец перец

Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок:

(н/с)- К нам в гости пришел гном «АЦ». Помоги ему дойти до дома.

(н/с)- Найди короткую дорогу, читая правильно слоги.

-иц -ац -яц -ец — ац

(н/с)- «АЦ» встретил около дерева животное.

(н/с)-Помоги ему узнать, кто это?

(н/с)-Правильно выполняй задания и получай буквы.

(н/с)- Угадай, что нарисовано и назови предметы?

заяц, перец, леденец, палец, ранец

Если воспитанник затрудняется, то учитель предъявляет ему картинки или говорит за экраном названия предметов или дает карточку с написанными словами.

(н/с)-Прочитай чистоговорки:

Ец-ец-ец сладкий леденец

Нец-нец-нец маленький птенец

Тец-тец-тец научил отец

Вец-вец-вец выступал певец

(с/з)- Молодец выбирай из мешочка вторую букву.

Учитель за экраном называет словосочетания.

(н/с)-Составь словосочетания:

зеленый танец

веселый огурец

новый боец

смелый ранец

(с/з)- Молодец выбирай из мешочка еще букву.

Учитель за экраном читает предложение с недостающими словами.

— Вова ест перец и огурец.

— Под кустом сидит заяц.

(с/з)- Молодец выбирай из мешочка еще букву.

(с/з)- Выбери из мешочка еще букву.

(н/с)- Составь из букв слово и прочитай.

(с/з)- Кого встретил «АЦ»? Кто это?

Ц Е П Е С

(выполняет артикуляционные упражнения)

(многократно и отчетливо произносит звук «д-д-д», сначала медленно, постепенно убыстряя)

(воспитанник слушает и показывает речевой материал на табличках)

(прочитывает слоги, соблюдая правильность произнесения «Ц», находит короткую дорогу гнома к дому)

— К нам в гости пришел гном «АЦ».

Помогу найти короткую дорогу к дому. Буду правильно говорить «Ц».

-«АЦ» встретил около дерева животное.

-Помогу узнать, кто это?

-Буду правильно выполнять задания и получать буквы.

-Буду называть предметы.

(называет слова, угадывает предметы, получает из мешочка букву)

-Буду читать чистоговорки.

(прочитывает отраженно, соблюдая правильное произношение)

(выбирает из мешочка вторую букву)

(воспитанник повторяет с опорой на карточку и показывает картинку, в случае затруднения, воспринимает словосочетания в слухо-зрительной форме)

(выбирает из мешочка третью букву)

(воспитанник слушает, повторяет выбирает нужные картинки, вставляет в предложение и прочитывает)

(составляют из собранных букв слово ПЕСЕЦ)

К

П

Р

Л

Работа с тематическим материалом «На школьно кухне. Повар» (5 мин.)

(н/с)- Гном «АЦ» продолжит путешествие в мир профессий.

Учитель за экраном читает загадку.

(н/с)- Отгадай загадку.

Кто вкусно готовит

Супы и котлеты

Завтраки, ужины и обеды?

(н/с)-Будем знакомиться с профессией повара.

1.Различение на слух речевого материала.

Перед воспитанником лежат картинки.

Учитель предъявляет на слух предложения.

(н/с)-Повар варит суп.

(н/с)-Повар жарит котлеты.

2. Игра «Поваренок»

Учитель выставляет перед воспитанником поднос, на котором лежат муляжи овощей и фруктов. Он предлагает воспитаннику помочь гному выбрать продукты, необходимые для приготовления борща.

(н/с)- Выбери, что нужно для борща?

(н/с)- Назови, одним словом. Что это?

3. Опознавание речевого материала.

Учитель за экраном предъявляет фразы.

(н/с)- Повар готовит обед.

(н/с)- Как зовут вашего повара?

(н/с)- Что делает повар?

-Продолжим путешествие в мир профессий.

-Отгадаю загадку.

(различает на слух, отгадывает)

-Это повар.

-Будем знакомиться с профессией повара.

(воспитанник выбирает картинку и повторяет предложение)

-Повар варит суп.

-Повар жарит котлеты.

Я взял картофель, морковь, лук,

капусту, свеклу.

— Это овощи.

(в случае затруднения, воспитанник воспринимает предложения слухо-зрительно или с опорой на таблички) — Повар готовит обед.

— Нашего повара зовут Ирина Валентиновна.

— Повар готовит обед.

Р

П

Л

К

Работа над текстом «В школьной столовой» (5 мин.)

1. Различение предложений, слов и словосочетаний из текста.

(с/з)- Слушай и повторяй за мной.

(на слух)

— Воспитатель.

— Спасибо поварам!

— Обед был очень вкусный.

— Большая и чистая.

— Пюре с котлетой.

Текст «В школьной столовой»

Столовая большая и чистая. В столовой стоят столы и стулья. Сегодня дежурный Дима. Дежурный положил на стол ложки и вилки. Он принёс стаканы с компотом. Воспитательница налили суп из кастрюли. Дети ели вкусный суп. Потом они ели пюре с котлетой, пили компот. Обед был очень вкусный. Спасибо поварам!

2.Игра«Собери посуду».

На столе лежит разрезанная посуда (пазлы)

(н/с)- Помоги гному собрать посуду.

(н/с)- Тарелка, ложка, вилка, кастрюля, стакан.

-Буду слушать и повторять.

— Воспитатель.

— Спасибо поварам.

— Обед был очень вкусный.

— Большая и чистая.

— Пюре с котлетой.

(различают речевой материал текста вразбивку, повторяют фразы, выстраивают по порядку)

(слушает слова, повторяет и собирает целую посуду)

-Я помогу гному собрать посуду.

— Тарелка, ложка, вилка,

кастрюля, стакан.

Р

К

Л

Опознавание материала занятия без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.

1. Опознавание слов и словосочетаний, предложений.

Учитель за экраном предлагает материал для восприятия.

(н/с)- Слушай и повторяй за мной.

-Учитель.

-Врач лечит ребят.

-Воспитательница.

-Повар готовит обед.

-Вкусный обед.

2. Работа с таблицей.

(с/з)-Я буду называть предложения, а ты показывай и повторяй.

варит компот

Повар суп

жарит котлеты

(в случае затруднения, воспринимает слухо-зрительно или с опорой на таблички)

— Учитель.

Врач лечит ребят.

Воспитательница.

Повар готовит обед.

Вкусный обед.

-Повар варит суп (компот).

-Повар жарит котлеты.

Рефлексивно-оценочный этап (2 мин.)

Организация окончания занятия и оценка работы воспитанника.

(н/с)- …., занятие окончено.

(н/с)-Ты хорошо занимался: был внимательным, правильно говорил, без ошибок выполнял все задания.

(н/с)-Попрощайся.

-Занятие окончено.

-Я хорошо занимался: был внимательным, правильно говорил, без ошибок выполнял все задания.

— До свидания.

Р

К

Л

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя