Содержимое материала:
Полна богатырями земля Русская
|
||
Цель.
Задачи:
Оборудование.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ I. Организационный момент II. Сообщение темы мероприятия Звучит запись 4-й симфонии П. Чайковского. Библиотекарь. Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавною. А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народам нашим из уст в уста. III. Работа по теме Библиотекарь. Былина – это песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Ребята, разгадайте имена и скажите: что их объединяет? На доске:
Дети. Здесь зашифрованы имена русских богатырей – Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца. Библиотекарь. Правильно, это русские богатыри, которые совершали героические подвиги ради любви к своей Родине. Славна земля русская былинными богатырями. Они совершали подвиги невиданные, защищая людей русских да родную землю. Звучит «Утро» Э. Грига. Библиотекарь читает стихотворение. Широко ты, Русь, по лицу земли – Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Д. Чувство торжества, гордости за свою Родину. Библиотекарь. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете? Д. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалко. Под запись произведения М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе» Библиотекарь ведет рассказ. Библиотекарь. В 1224 году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли. Племена кочевников издавна жили в степях к северо-востоку от русских земель. Д. Это государство монголо-татар. В нем царил Чингис-хан, Великий хан, как его называли. Дисциплина в его войске была строжайшая. Русичи удивлялись: откуда такая сила в татарском войске? А дело было вот в чем. Десять воинов составляли десяток, десять десятков – сотню, десять тысяч – тысячу. Если с поля боя бежал один воин – казнили десяток, если бежали десять – казнили сотню и так далее. Библиотекарь. Во втором классе вы читали рассказ Сергея Алексеева «Куликовская битва». Что вы помните об этой битве? Выслушиваются ответы детей. Так же как и картины, изображающие героев-богатырей, былины заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю. * * * Свист соловьиный, А… (Соловей-Разбойник) * * * Из-за сопок и полей (Змей Огненный) – Ребята, знаете ли вы, кто сберег для нас былины? Их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам да селам и записывали произведения русского фольклора. Появляются дети, изображающие сказителей. Сказитель 1. Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре, или Колывану, как его прозывают. И был тот Святогор-богатырь, или Колыван, как его еще называли, силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался, земля под ним прогибалася. Держать Святогора-богатыря могли только горы – вот там-то он и проживал, Святогор. Хорош был Святогор, да не нужен был ему никто. Не защищал он земли Русской от захватчиков, только и знал он, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, я без правды силен, я могуч, я велик, и богат, и счастлив». Сказитель 2. Вот такой богатырь пришел на смену Святогору- богатырю. И звали этого богатыря Илья Муромец. Сказитель 3. А вы знаете, как на Древней Руси происходило братание богатырей? И раскинули они тут бел шатер, Многие композиторы и поэты считают за честь говорить о русских богатырях. Библиотекарь прикрепляет на доску репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри», показывает и называет богатырей. Библиотекарь. Алеша Попович спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену князя – Анастасию и народ русский от тягот, податей неимоверных. А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Давайте обобщим все, что мы знаем теперь об Илье Муромце, его характере, силе, поступках. Библиотекарь прикрепляет на доску слова-карточки, характеризующие человеческие качества: Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый. – Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье Муромцу. Объясните свой выбор. Дети читают отрывки былин, подтверждающие наличие тех или иных качеств богатыря. – Как вы считаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? Выслушиваются ответы детей. IV. Физкультминутка Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»: Дружно встали – раз, два, три – V. Работа по теме мероприятия (продолжение) Библиотекарь. Ребята, давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? Где их можно встретить? Выслушиваются ответы детей. Библиотекарь. – Дайте ответ на мои загадки: С огнем бороться мы должны – Так кто же мы? Д. Пожарники. Библиотекарь. Кто свято хранит Отчизны покой Д. Пограничник. Библиотекарь. Он не летчик, не пилот – Дети, кто, скажите, это? Д. Космонавт. Библиотекарь. Ребята, можем ли мы назвать этих людей богатырями? Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. В нашей школе находится музей Боевой Славы, где мы можем увидеть людей, сражавшихся за свою Родину. Все они награждены орденами и медалями за заслуги перед Отечеством. Многие из воинов награждены посмертно. Мы гордимся ими. Нам есть на кого равняться. Ребята, а кто первый пришел на помощь в Беслане? Д. Военные. Библиотекарь. Не только военные – каждый старался помочь, чем мог, в такую трудную минуту. Как и в старину, матушка-Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов своей Родины. Сквозь все тяготы и страдания, горе великое пронес народ веру в силу свою и величие, помогала ему та вера выжить в самое трудное время. Звучит музыка Бетховена «Ода к радости». VI. Викторина Библиотекарь. А теперь, ребята, проведем викторину по русским былинам-старинам, которые вы читали. Перед проведением викторины дети читают былины: «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Илья Муромец», «Святогор и Микула Селянинович», «Ставр Годинович», «Василий Буслаев». 1. Почему Алешу называют Поповичем? (Поповский сын.) 2. Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, вы знаете? (Вольга, Микула Селянинович, Святогор-Колыван.) 3. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-Разбойником.) 4. Назовите героев былин– богатырей-новгородцев. (Садко, Василий Буслаев.) 5. Что обозначает слово «Муром»? (Древнерусское «мур» – стена каменная, защита, оплот.) 6. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он родом из города Мурома.) 7. Во времена былинные каждый город – столица княжества – имел своих правителей. Чем отличалось правление в Новгороде от правления в других городах: Владимире, Ростове? (В Новгороде правил народ, вече; в Киеве и других городах князья правили единолично.) 8. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? (Илья Муромец.) 9. Назовите князя, правившего в то былинное время, в славный град которого часто созывались богатыри на честные пиры-забавы. (Владимир Красно Солнышко, что правил в Киеве – стольном граде.) 10. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей-Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич.) 11. В былинах, помимо богатырей-мужчин, есть женщины-богатырши. Назовите их. (Три дочери Микулы Селяниновича: Катерина, Настасья, Василиса.) 12. Кого из женщин освободил из полона Змея Огненного Добрыня Никитич? (Забаву Путятичну.) 13. Назовите имя богатыря, который хвастался своей силою, а сумки пахаря поднять не мог. (Святогор-Колыван.) 14. Назовите самого сильного богатыря, который не воевал, а силой обладал огромной. (Пахарь Микула Селянинович.) 15. На Руси былинной было множество странствующих людей. Как их называли? (Калики перехожие.) 16. Существует много опер на сказочные сюжеты. В основу какой оперы легла былина? (Оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».) VII. Итог Библиотекарь. Чем былины отличаются от других литературных произведений? Какие характерные признаки былин вы можете назвать? |