Классный час «Я – гражданин России»

Содержимое материала:

Классный час "Я – гражданин России"

Скорик Марина Ивановна,

учитель истории и обществознания Рахуба Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Лицей №38» г. Белгорода

А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н. А. Некрасов.

Цели:

  • определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”;

  • затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят;

  • высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”;

  • воспитывать чувство гордости за свой край, за достижения земляков и товарищей;

  • содействовать формированию патриотического сознания учащихся;

  • способствовать развитию у детей коммуникативных умений и навыков.

(на фоне музыки учащиеся читают стихи)

Живём мы посреди большой России,
Среди лугов, лесов, озёр, полей.
И есть у нас, когда бы нас спросили,
Меч для врага, объятья для друзей.

Нам Родину завещано любить.
И сердцем отовсюду к ней стремиться.
Не прерывать связующую нить –
И нам порой так нужно оглянуться.

(Слово учителя) Наша страна – Россия. У неё великая история и героическое прошлое. Сейчас российское общество переживает сложный этап своего становления. Ведётся интенсивный поиск новой системы ценностей, появляются новые ростки гражданского общества. И каждому из нас надо понимать, что стоит за словами «настоящий гражданин».

Что означает слово «гражданин»?

Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).

Гражданин – это человек, обладающий политической и правовой культурой, опирающейся на фундамент культуры нравственной, это человек, от политического волеизъявления которого зависит развитие страны, её настоящее и будущее.

Чтобы лучше осознать значение слов «Россия» и «Гражданин», составьте синквейн — «Россия. Гражданин» (1 строчка – существительное, 2 строчка – 2 прилагательных, 3 строчка — 3 глагола, 4 строчка – фраза (своё отношение),

5 строчка – слово- резюме).

Гордость страны — это её люди.

Учащиеся рассматривают коллаж «Выдающиеся люди современной России», отвечают на вопросы: Кого Вы здесь узнаёте? Чем прославили Россию эти люди? Познакомимся с ними поближе. Ж. Алфёров, Л. Рошаль, А. Леонов

Белгородчина – наша малая Родина. Её прославили: В.Клыков, С.Хоркина, Ф.Емельяненко. Наши выпускники — В.Новиков, Н.Лушников.

Наш лицей – это озеро, в котором отражается свет России, а вы ребята- капельки этого озера. Гражданскую позицию человека можно увидеть в его успехах (ребята рассказывают о своих достижениях).

Ученики читают стихотворение Е. Евтушенко “Гражданственность»

Ты, гражданственность — флаг, а не флюгер.
Флюгер слишком усердно скрипит.
Тот, кто Родину подлинно любит,
Тот в любви никогда не криклив.
Боль гражданства — не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
Защищает собой все поле,
Даже если он в поле один.

Защищайте, как наши высоты,
Нашей совести рубежи,
Наших женщин — от хамства чьего-то
И детей — от безверья и лжи.
Крикуны исчезают бесследно,
Но, как совести внутренний глас,
На защиту России — бессмертно
Поднимает гражданственность нас.

Анкета «Определение степени гражданской позиции»

(Ребята на доске стикерами отмечают сектор, который выбрали: низкий, средний, высокий)

  1. Волнует ли Вас, что происходит в нашей стране?

  2. Следили ли вы за прошедшими выборами в Думу?

  3. Активны ли вы в общественной жизни лицея?

  4. Вы соблюдаете обязанности лицеиста?

  5. Ощущаете ли Вы себя частью России, Белгородчины, своего лицея?

Учащиеся читают по цепочке стихотворение Б.Скотневского

У каждого заботой своей глаза полны,

Наша Родина не что-то, она сегодня — мы.

У каждого дорога своя или тропа,

Но пусть нас очень много, мы все ее судьба.

Она не позабудет ни света и ни тьмы,

Она такою будет, какими будем мы.

— Заключительное слово учителя: «Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Хочется верить, что будущее России – в ваших надёжных руках. Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми, гражданами нашей России. Спасибо за ваше активное участие».

Звучит песня «Наш дом — Россия» (сл. М.Танича, муз. И. Николаева).

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя