Содержимое материала:
- Мотивация — психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности .
Мотивация состоит из двух частей:
внутренняя психологическая установка человека на действие или бездействие;
способности к эффективному соотнесению возможностей и способностей для реализации цели.
- Она приходит к человеку в виде специфических переживаний, которые связаны с положительными эмоциями от достижения предмета или реализации идеи. Но мотив осознается только тогда, когда он совпадает с идеалами и культурными ценностями человека и общества в данный момент времени.
- Мотив имеет несколько характеристик:
- дает энергию для активности;
- направляет действия на достижения цели;
- обуславливает избирательность внимания;
- готовит к типичным сценариям реакции.
Виды потребности
- биологические (пища, вода)
- социальные (признание, слава);
- врожденные (в общение);
- приобретенные (обучение) духовными (материальными и нематериальными).
- В менеджменте мотивацией называют процесс стимулирования одного или нескольких людей к деятельности, которая направлена на цели предприятия. Это способ эффективного выполнения работы
- Мотивация нужна тем, кто хочет заставить человека выполнять требования, подчиняться. Потому управляют детьми, подчиненными, потребителями – покупателями товаров и услуг. Даже стремление обладать стройным телом- навязанный мотив. Чтобы не нуждаться в мотивации, нужно:
- определить вид деятельности, который нравится;
- обозначить цель, которую можно достичь в этой деятельности;
- иметь в результате достижения цели удовлетворение финансовой и внутренней цели – благодарность, самооценка, признание мастерства.
- Именно тогда в мотивации не будет потребности. Цель деятельности мотивирует сама.
- Мотивация персонала
- Мотивацией персонала называют меры, принимаемые для роста эффективности труда. В зависимости от целей и принципов руководства в организации используют:
- материальные стимулы;
- организационно-административные (штрафы, регламент, принуждение, отрицательные стимулы);
- социально-психологические (обращены на внутреннее побуждение – причастность к чему-либо).
- Выбор мотивационного метода в менеджменте зависит от мастерства руководителя, умения находить индивидуальный подход к подчиненным.
- Социолог В.А. Ядов считает, что мотивация, если отбросить «первичные» потребности человека в еде, пище, сне, тепле, размножении – это внутренняя потребность быть сопричастным чему-то – то, что дает смысл жизни. Потому нельзя получить импульс для мотивации извне, иначе она становится стимулом – материальным или нематериальным .