Практическая работа по истории «Цивилизация и природа»

Содержимое материала:

Практическая работа «Цивилизация и природа»

Учебная цель: ознакомиться со стадиями развития человека, их характерными чертами; с условиями зарождения и первоначального развития человеческого общества; уяснить термин «цивилизация», ее отличие от первобытности.

Задания

1. Прочитайте материал о представителях предков человека. Внимательно рассмотрите иллюстрации. Законспектируйте в тетради основные отличительные черты каждого вида.

гиббон шимпанзе горилла человек

1 – австралопитек (Australopithecus Boisei), рост 100-160 см, вес около 50 кг, объём мозга 300-570 куб см., крупные зубы с толстым слоем эмали. Это были высокоразвитые приматы, освоившие прямохождение 4-3,5 млн. лет назад, однако пользовавшиеся орудиями труда без следов искусственной обработки (камни, палки, кости). Строение тазовых костей и положение головы сходно с человеком. Например, африканский австралопитек Бэби из Таунга (Australopithecus Africanus), согласно реконструкции М.М. Герасимова, выглядит так:

2 – человек умелый (Homo Habilis), искусно оббивавший камни и изготовлявший из них орудия труда, мог ловить животных, бросать камни и совершать иную деятельность. Объём его мозга составлял уже до 645-660 куб. см. Возраст 2-1,7 млн. лет.

3 – человек прямоходящий (Homo Erectus) возник 1,5 млн. лет назад. Некоторые кости Homo Erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище.. По сравнению с человеком умелым человек прямоходящий крупнее по сложению (160-170 см), с большой ёмкостью черепа (в среднем 1029 см). Представители этого вида по облику и объему мозга близки к современным людям, но их надбровные дуги, челюсти и зубы гораздо массивнее. Ученые предполагают, что человеку прямоходящему пришлось столкнуться с очень сложными социальными и техническими проблемами, связанными с необходимостью выжить в зимнюю стужу (огонь, одежда, запас пищи, совместное проживание в пещерах) и научиться успешно решать их.

4 – неандерталец (Homo Neandertalensis, либо Homo Sapiens Neandertalensis), рост 160-163 см, массивный скелет, мощная мускулатура. Мозг неандертальца по объёму нередко превышал средний для современного человека (1500-1600 куб. см.). Череп отличался удлинённой формой, массивным надглазничным валиком, низким сводом, скошенным лбом. Неандерталец господствовал на Земле в период от 300- 200 тыс. л.н. – до 30 тыс.л.н., а потом, как считают антропологи, внезапно исчез. Не то, потому что ассимилировался с человеком разумным, не то, потому что был уничтожен этим самым разумным человеком, не то в результате экологической катастрофы, почему-то не затронувшей его соседей. В противоположность этому мнению, доктор философии и также доктор исторических наук Б.Ф. Поршнев был уверен, что неандерталец дожил до наших дней и был известен Карлу Линнею как Homo Troglodytes, а нашим современникам как «снежный человек». Согласно теории Б.Ф. Поршнева неандертальцы играли ключевую роль в становлении Homo Sapiens Sapiens.

5 – человек современного вида, кроманьонец (Homo Sapiens Sapiens). Ранее считалось что он появился на земле 40 тыс. л.н. Сейчас антропологи отодвинули время его появления в Африке на рубеж 130-100 тыс. лет назад, а активное расселение по земле 40 тыс.л.н. Кроманьонцы были довольно рослыми. Найдены представители ростом до 1,8 м. На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества.

В настоящее время от линейной концепции происхождения человека современного вида антропологи в большинстве отказались, вплоть до того, что неандерталец не признаётся более предком человека. В любом случае, чем бы ни объяснялось исчезновение одного вида и триумф другого, есть серьезные основания, чтобы рассматривать неандертальцев не как заурядную тупиковую ветвь эволюции, а как «дублеров» Homo Sapiens, параллельный вариант человечества. Кроме того, учитывая, что появляются эти две формы примерно одновременно, происходят от общего предка, характеризуются одинаковым размером мозга и – на первых порах – одинаковым уровнем культурного развития. Какую-то роль здесь сыграли, возможно, некоторые анатомо-физиологические особенности неандертальцев, приобретшие в условиях жесткой конкуренции двух экологически близких видов негативное значение. Одной из таких особенностей могла быть, например, массивность тела, из-за которой приходилось затрачивать слишком много усилий, времени и энергии на добывание пищи. В условиях соперничества за одни и те же ресурсы это могло дать людям современного физического типа, с их «облегченной» анатомической конструкцией, важное преимущество. Возможно также, что исход соперничества предрешило просто отсутствие у неандертальцев иммунитета против какой-то тропической инфекции, принесенной человеком разумным с их прародины в Европу. И конечно не исключается вероятность того, что, даже при примерно равном интеллектуальном потенциале, люди современного физического типа были все-таки несколько лучше организованы, лучше оснащены технически, имели более разнообразный арсенал средств и способов жизнеобеспечения. В целом, однако, такое преимущество было не столь велико, конкурирующие стороны не разделяла непроходимая пропасть.

Итак, ныне акцент «предковости» сдвинулся в сторону Homo Erectus, который был настолько схож с человеком современного вида, что если его одеть в современную одежду, то отличить от нашего современника было бы сложно. Среди самых возможных наших предков антропологи называют Australopithecus afarensisHomo rudolfensisHomo habilisHomo ergasterHomo heidelbergensis (африканских), Homo sapiens

2. Ознакомьтесь с текстом §1 «От первобытности – к цивилизации» учебника «История мировых цивилизаций» (автор В.М. Хачатурян) и разгадайте кроссворд. Если кроссворд будет разгадан правильно, то в затемненной области по вертикали вы сможете прочитать основное понятие сегодняшней темы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  1. Наука, зародившаяся в морских державах и сыгравшая в их жизни важную роль.

  2. Страна, родина римской цивилизации.

  3. Одна из рек, в долине которой возникла цивилизация.

  4. Автор фразы «Реки – это великие воспитатели человечества».

  5. Крупнейшая река на материке, где, по мнению ученых, жили древнейшие люди.

  6. Автор теории «вызова-и-ответа».

  7. Центральная часть Америки, где сложились цивилизации майя, ацтеков.

  8. Цивилизация на территории Закавказья.

  9. Система орошения полей с помощью искусственных каналов.

  10. Страна, в которой происходили самые большие колебания температуры.

  11. Область между реками Тигр и Евфрат.

3. Напишите эссе на тему «… – двигатель прогресса», в котором опишите ту силу или явление, которые, на Ваш взгляд, стали основой развития человеческого общества. Обоснуйте свой выбор.

4

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя