Модульная программа и разработка уроков по ОБЖ

Содержимое материала:

Модульная программа и разработка уроков по ОБЖ по теме «ЭКСТРЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ» (1 курс)

Дидактическая цель: в результате овладения содержанием модуля студенты должны:

  1. Изучить правила определения признаков клинической и биологической смерти;

  2. Получить медицинские знания о назначении и функционально-анатомическом обосновании прекардиального удара, непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких;

  3. Овладеть навыками оказания экстренной реанимационной помощи;

  4. Воспитать умение работать в коллективе, научиться быть ответственными за результат труда.

Модульная программа:

«Экстренная реанимационная помощь (ЭРП)»

М 1

М 2

М 3

М 4

М 1 – Биология. Строение и функции сердечной и легочной деятельности. Признаки клинической и биологической смерти.

М 2 – ОБЖ. Закрепление материала о строении и функциях сердечной и легочной деятельности, признаков клинической и биологической смерти.

М 3 – ОБЖ. Алгоритм экстренной реанимационной помощи (ЭРП).

М 4 – ОБЖ. Практическое применение знаний по ЭРП. Закрепление и обобщение пройденного материала.

М 1. Биология. Строение и функции сердечной и легочной деятельности.

Признаки клинической

И биологической смерти

Цель:

  1. Знать строение и функции сердечной и легочной деятельности.

  2. Изучить признаки клинической и биологической смерти и различия между ними .

  3. Получить представление о первой помощи при остановке сердца или дыхания.

М 2 . ОБЖ. Закрепление материала о строении и функции сердечной и легочной деятельности, признаках клинической и биологической смерти

Учебный элемент (УЭ) – 0

Цель:

Определить уровень знаний о строении и функциях сердечной и легочной деятельности.

Студенты должны:

  1. Выполнить тестовую работу по теме: «Сердечная и легочная деятельность»;

  2. Проверить правильность выполнения тестовой работы по данной теме ;

  3. Определить уровень знаний по данной теме ;

  4. Проанализировать ошибки.

УЭ-1

Цель:

Определить уровень знаний о строении и функциях сердечной и легочной деятельности.

Студенты должны:

  1. Выполнить тестовую работу по теме : « Сердечная и легочная деятельность»;

  2. Проверить правильность выполнения тестовой работы по данной теме ;

  3. Определить уровень знаний по данной теме;

  4. Проанализировать ошибки.

Тестовая работа по теме:

« Сердечная и легочная деятельность»

Студенты должны внимательно прочитать вопросы и варианты ответов, определить, какой ответ является правильным, например: 1г, 2а.

1 Строение человека камерного типа. Число камер равно:

а) 2; б) 3; в) 4; г) 5 ; д) другое решение .

2. В состоянии относительного покоя продолжительность общей паузы в сердечном цикле, в секундах:

а) 0,1; б) 0,3; в)0,4; г) 0,6; д) 1,0.

3. Проводящая система сердца- это:

а) система коронарных (сердечных) сосудов;

б) система лимфатических сосудов сердца;

в) специализированные мышечные волокна;

г) нервы, обеспечивающие проведение нервных импульсов;

д) другое решение.

4. Общая продолжительность сердечного цикла – 0,8с. Это время между фазами сердечного цикла распределяется следующим образом в секундах:

а) сокращение предсердий – 0,1; сокращение желудочков – 0,4; общая пауза – 0,3;

б) сокращение предсердий – 0,1; сокращение желудочков – 0,2; общая пауза – 0,5;

в) сокращение предсердий – 0,1; сокращение желудочков -0,3; общая пауза– 0,4;

г) другое решение.

5. Газообмен при дыхании происходит:

а) в носу;

б) в носоглотке;

в) в гортани;

г) в трахее;

д) в легких.

6. В каждое легкое входит :

а) по одному бронху;

б) в левое легкое входит один бронх, в правое — два;

в) по два бронха в каждое легкое;

г) другое решение .

7. К органам дыхательной системы не принадлежит:

а) гортань;

б) глотка;

в)пищевод;

г) полость носа;

д) трахея.

8. Воздух в легкие поступает при расширении грудной клетки благодаря сокращению :

а) всех межреберных мышц;

б) наружных межреберных мышц и диафрагмы;

в) диафрагмы и всех внутренних межреберных мышц;

г) диафрагмы.

9. Дыхательный объем легких ( количественное выражение глубины дыхания) – это объем воздуха, выдыхаемого или вдыхаемого при спокойном дыхании человека:
а) за 1 час;

б) 1 минуту;

в) один вдох или выдох .

Правильные ответы к тестовой работе по теме :

«Сердечная и легочная деятельность»:

1-в; 2-в; 3-в; 4-в; 5-д; 6-а; 7-в; 8-б; 9-в.

Критерии самооценки для учащихся по количеству правильных ответов: высокий-9; средний-8; низкий- 7.

УЭ-2

Цель:

Закрепить знания о признаках клинической и биологической смерти.

Студенты должны:

1.Прослушать лекцию на тему: «Признаки клинической и биологической смерти» , отмечая в тетради основные моменты лекции.

2. Выполнить самостоятельную работу.

Самостоятельная работа для учащихся

1.Прочитайте по учебнику « Основы медицинских знаний» В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова п.3.1 .

2. Изучите таблицы к п. 3.1. «Признаки жизни и смерти».

3. Выполните задание №16. Проверьте правильность его выполнения. Проанализируйте ошибки.

4. Подготовьте устные ответы на вопросы, написанные на доске.

Задание 16

Выберите из предложенных вариантов ответов очередность правильных действий по определению признаков клинической смерти:

А. Определить наличие отечности нижних и верхних конечностей.

Б. Убедиться в полной дыхательной активности.

В. Убедиться в отсутствии дыхания.

Г. Убедиться в отсутствии сознания.

Д. Убедиться в отсутствии речи у пострадавшего.

Е. Проверить реакцию зрачков на свет.

Ж. Убедиться в отсутствии реакции зрачков на свет.

3. Убедиться в наличии у пострадавшего ушибов, травмы головы или позвоночника .

И. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии.

К. Определить наличие слуха у пострадавшего .

Ответы : Г.Ж,В,И.

Вопросы

1.Назовите признаки клинической и биологической смерти?

2. Как можно определить отсутствие сознания у пострадавшего?

3. Как проверить реакцию зрачков на свет?

4. Как определить отсутствие дыхания?

5. Как определить наличие или отсутствие пульса на сонной артерии?

Домашние задание

Пользуясь текстом в учебнике и записями в тетради, студенты должны заполнить таблицу.

Виды смерти

Сходство

Различия

М 3. Алгоритм экстренной реанимационной помощи

УЭ-0

Цель:

1.Изучить правила и технику проведения прекардиального удара, непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких .

2. Научиться систематизировать последовательность действий при проведении экстренной реанимационной помощи .

3. Проверить свои знания по оказанию первой медицинской помощи при остановке сердца и прекращению дыхания.

4. Уметь примерять по алгоритму последовательность действий при проведении экстренной реанимационной помощи .

5. Развивать умения анализировать, осмысливать , оценивать, выделять главное.

УЭ-1

Цель:

Получить представление о том, что же такое « реанимация».

Студенты должны:

1.Проверить домашнее задание ( таблица).

2. Проверить правильность заполнения таблицы, проанализировать ошибки.

3. Записать в тетрадях определение « реанимации».

УЭ-2

Цель:

Получить представление о правилах проведения прекардиального удара, непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции легких.

Студенты должны:

1.Внимательно прослушать лекцию « Алгоритм экстренной реанимационной помощи».

2. При помощи наглядных пособий ( плакаты, маникен) изучить технику выполнения ЭРП.

3. Зафиксировать в тетрадях последовательность действий и технику выполнения ЭРП.

УЭ-3

Цель:

Научиться систематизировать алгоритм проведения ЭРП.

Студенты должны:

1.Составить логическую цепочку осуществления ЭРП, выполняя задания по карточкам ( картинки с техникой выполнения прекардиального удара сердца и искусственной вентиляции легких).

2. Обсудить в подгруппах правильность составления логической цепочки.

3. Разобрать ошибки.

УЭ-4

Цель:

Проверить знания по оказанию ЭРП при решении ситуативных задач.

Студенты должны:

1.Разделить на группы по пять-шесть человек.

2.Разобрать в группах ситуативную задачу из учебника «Основы медицинских знаний»В.Г.Бубнов , Н.В. Бубнова.

3. Составить алгоритм последовательности действий.

4. Описать действия по ЭОР как действия спасателей.

5. Обсудить в классе групповую работу, разобрать ошибки.

УЭ-5

Домашнее задание

Подготовиться к проведению игры( группа будет делиться на четыре команды.) Придумать девиз команды, ситуационную задачу по оказанию экстренной реанимационной помощи пострадавшему в дорожно-траспортном происшествии и один вопрос ( ребус, загадку) на конкурс капитанов.

М 4. Практическое применение знаний по ЭРП.

Закрепление обобщение пройденного материала

УЭ-0

Цель:

1.Сформировать навыки и умения оказания ЭРП.

2. Определить конкретные действия.

3. Овладеть навыками в выполнении приемов по оказанию сердечно-легочной реанимации одним, двумя и тремя спасателями.

4.Закрепить полученные знания по теме с демонстрацией практический умений.

5. Воспитать ответственность за результат труда.

УЭ-1

Цель:

Достигнуть понимания содержания темы и последовательности действий:

Студенты должны:

1.Внимательно следить за техникой выполнения ЭРП на манекене.

2. Точно повторить действия преподавателя.

3. Отработать в тройках технику выполнения ЭРП одним, двумя и тремя спасателями.

УЭ-2

Цель:

Сформировать у учащихся умения и навыки по оказании. ЭРП в конкретной ситуации.

Студенты должны:

1.Прослушать инструктаж , обратив внимание на технику безопасности.

2. На примере конкретной ситуационной задачи обсудить в подгруппе действия спасателей ( ваши действия)

3. Отработать эти действия на манекене.

4. каждая подгруппа должна показать свои действия.

5. Выявить и исправить ошибки.

УЭ-3

Цель:

Закрепить полученные знания по ЭРП , отработать умения и навыки оказания ЭРП и наложения повязок. Знание проводится в виде игры.

Организация урока-игры

Группа делится на четыре команды. Выбирается жюри и капитаны команд.

Преподаватель объясняет учащимся цель занятия – закрепление знаний и умение по ЭРП и наложению повязок. В конце урока каждый студент должен сделать для себя заключение: « Я это знаю, я умею это делать, я смогу применить эти знания в жизни».

Каждая команда должна набрать как можно больше очков. Все члены команды должны быть задействованы . За нарушение дисциплины очки могут сниматься.

Игра проходит в пять этапов.

1 этап. Разминка (5мин)

Командам предлагается дать ответы на четыре тестовых задания .

1.Выбери три признака клинической смерти.

а)Отсутствие сознания.

б) Сильные боли в области сердца.

в) Широкие, не реагирующие на свет зрачки.

г) Отсутствие пульса на сонной артерии.

д) Помутнение роговицы и появление феномена кошачьего зрачка.

е ) Стеклышко, поднесенное ко рту, не запотевает.

ж) Ворсинки ваты или пушинки, поднесенные ко рту, остаются неподвижными.

2. Выбери признаки биологической смерти.

а) Отсутствие реакции зрачков на свет.

б) Отсутствие пульса на сонной артерии.

в) Помутнение роговицы и появление феномена кошачьего зрачка.

г) Появление трупных пятне.

д) Обильное кровотечение.

3. Комплекс сердечно-легочной реанимации включает в себя:

а ) Измерение артериального давления.

б) Наложение на раны стерильных повязок.

в ) Наложение шин на повреждение конечности.

г) Прекардиальный удар.

д) Непрямой массаж сердца.

е) Искусственную вентиляцию легких.

4. Прекардиальный удар легких.

а) В область сердца, по левой половине грудной клетки.

б) В область верхней трети грудины у мета прикрепления ключиц.

в) По мечевидному отростку.

г) В область нижней трети грудины на 2-4 см выше мечевидного отростка.

д) По спине между лопатками.

е) По левой лопатке.

Тесты для всех команд одинаковые. За каждый правильный ответ – 1балл.

2 этап. Обыграть ситуацию ( 20мин)

Преподаватель предлагает обменяться командам ситуационными задачами , придуманными в качестве домашнего задания.

Студенты должны:

1.Обыграть ситуацию.

2. Показать действия спасателей.

3. Рассказать , что делают спасатели и почему.

Максимальная оценка на этом этапе-15 баллов.

3 этап. Наложение повязок на время ( 10мин)

По два игрока от команды должны наложить повязку (один вид) друг другу.

В зависимости от времени и качества выполнения повязки команды могут набрать до 5 баллов.

4 этап. Конкурс капитанов ( 4 мин)

Капитанам задаётся вопрос из домашнего задания, подготовленного командам -соперницами.

Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

5 этап. Подведение итогов ( 5 мин)

Жюри подсчитывает очки, учитывая качество выполнения заданий, и объявляет победителей. Все студенты получают оценки в соответствии с личными и командными достижениями.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя