Конспект урока русского языка по теме: «Вводные слова» (5 класс)

Содержимое материала:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема:

Вводные слова

Цели:

  1. Формировать у учащихся умение видеть вводные слова в предложении; конструировать предложения с вводными словами; выделять вводные слова на письме запятыми.

  2. Развивать любознательность, творческую активность учащихся.

Тип урока: урок приобретения новых знаний, умений и навыков.

Принципы: наглядности, доступности, научности, системности.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частичного поиска.

Форма урока: на основе игровой технологии (с помощью лингвистической сказки) и с применением компьютерной презентации.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки.

Ход урока:

I. Организационно-психологический момент.

II. Объявление темы и целей урока.

— Ребята, запишем тему урока: «Вводные слова».

— Как вы думаете, что это за слова?

(Ученики высказывают свои мнения)

— Давайте сформулируем цели нашего урока.

Сегодня мы постараемся узнать, что такое …, определить их … и роль в …

(Цели нашего урока: узнать, что такое вводные слова, определить их признаки и роль в предложении)

— Поможет нам в изучении новой темы Почемучка.

— Как вы думаете, почему у него такое имя? Какими качествами должен обладать человек с таким именем?

(Он всё время что-то спрашивает, чем-то интересуется, это любознательный человек)

— Давайте подумаем, хорошо ли быть Почемучкой?

(Нужно интересоваться тем, что происходит вокруг тебя, но не только спрашивать у других, а ещё и самому искать ответы на возникающие вопросы)

— Почемучке без вашей помощи не обойтись. Сегодня мы будем настоящими исследователями языка.

III. Работа с грамматической сказкой.

— Однажды Почемучке приснился сон. Это был не простой сон, а грамматический, так как он был связан с лингвистической темой.

Почемучка начинает рассказывать свой грамматический сон: «Хотите – верьте, хотите – не верьте, но однажды мне приснился удивительный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес, и на сцену один за другим выходят… необыкновенные артисты – члены предложения: подлежащее с определением и сказуемое с дополнением».

— Ребята, с каким разделом русского языка связан сон Почемучки?

(С синтаксисом)

— Что изучает синтаксис?

(Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений)

Почемучка продолжает свой рассказ: «Выстроились, взялись за руки и составили такое предложение: Это представление вам понравится».

— Ребята, какую характеристику мы можем дать этому предложению?

(Повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое)

Почемучка рассказывает дальше: «Вдруг из-за кулис вынырнуло еще одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него запятыми отгородились. Читаю: Это представление, возможно, вам понравится».

— Ребята, скажите, а что изменилось в предложении?

(Появилось лишнее слово, появились знаки препинания. Смысл немного изменился: можно предположить, что представление не понравится)

Почемучка продолжает: «Прочитал… Что это значит: возможно, понравится. Что же это такое? Выходит, что сами артисты совсем не уверены в успехе? Даже предполагают, что представление зрителям не понравится?

Но тут на сцену выскочило другое слово, растолкало всех, вытеснило слово «возможно» и заняло его место. Получилось: Это представление, бесспорно, вам понравится».

— Ребята, что же теперь изменилось в предложении?

(Появилось опять лишнее слово. Смысл немного изменился: теперь артисты уверены, что спектакль понравится зрителям)

Почемучка рассказывает дальше: «Извините, друзья, но мне это вовсе не понравилось. Что значит «бесспорно»? Ну и самоуверенность у этих артистов!

Однако члены предложения тоже проявили недовольство, нажали с двух сторон на слово «бесспорно», и оно быстро исчезло, а через пару секунд возникло снова и встало в начале предложения: Бесспорно, это представление вам понравится».

— Ребята, что произошло со словом «бесспорно»? Изменился ли смысл предложения?

(Это слово переместилось в начало предложения, а смысл не изменился; и теперь это слово выделено запятой)

Сделаем выводы:

1) Какое место в предложении могут занимать такие слова, как «возможно», «бесспорно»?

(Эти слова могут стоять в любом месте)

2) Изменится ли от изменения места этих слов смысл предложения?

(Смысл предложения не изменится)

3) На какую особенность таких слов вы обратили внимание?

(На письме эти слова выделяются запятыми, а при чтении — интонацией)

Почемучка продолжает рассказывать свой сон: «И начался шум на сцене и в зале. Слово «бесспорно» перекочевало в конец предложения, но это никого не успокоило. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы на сцену не вышел сам режиссер. Он строго что-то сказал своенравному слову и вывел его из предложения.

А вместо него режиссер ввел слово «вероятно». Теперь предложение звучало так: Это представление, вероятно, вам понравится».

— Что изменилось в предложении? Как вы думаете, как дальше поведут себя слова-«артисты»?

(Благодаря слову «вероятно», все должны помириться, потому что у зрителей теперь есть выбор: они сами решат, когда посмотрят спектакль, понравился он им или нет)

Почемучка заканчивает свой рассказ: «Мне, да и всем зрителям, такое предложение очень даже понравилось: артисты предполагают, что их ждет успех, но не считают это предположение бесспорным – зрители должны сами решить: нравится им или нет.

Уселся я в кресло поудобнее, приготовился смотреть… но, к сожалению, проснулся».

— Ребята, появилось ещё одно новое слово «к сожалению». Какой смысл оно внесло в предложение?

(Почемучке жалко, что сон закончился)

— Слова, которыми были так недовольны члены предложения и пытались отгородиться от них, называются вводными.

— Кто у нас в классе самый внимательный и сможет назвать все вводные слова, которые нам уже встретились?

(Возможно, бесспорно, вероятно, к сожалению)

— Прочитаем и запишем определение в орфографическую тетрадь. «Вводные слова – это слова, при помощи которых говорящий или пишущий выражает свое отношение к высказыванию».

IV. Письмо по памяти. Определение признаков вводных слов.

— Восстановим по памяти предложения, в которых были вводные слова. Запишем их и подчеркнем вводные слова.

1. Это представление, возможно, вам понравится.

2. Это представление, бесспорно, вам понравится.

3. Бесспорно, это представление вам понравится.

4. Уселся я в кресло поудобнее, приготовился смотреть, но, к сожалению, проснулся.

Вводные слова подчеркиваются так: +++.

— Перечислим и запишем в орфографическую тетрадь признаки вводных слов:

1. Вводные слова могут стоять в начале, в середине или в конце предложения.

2. Вводные слова выделяются запятыми.

3. Вводные слова не являются членами предложения.

V. Определение групп вводных слов по значению.

— Вводные слова можно распределить на группы, в зависимости от того, какое отношение к происходящему они помогают выразить.

— Ребята, перед вами лежит карточка.

Карточка:

Бесспорно, конечно, разумеется, без сомнения, безусловно; к сожалению, к огорчению, к радости, к счастью, к удивлению; вероятно, возможно, кажется, может быть, наверное, очевидно; во-первых, во-вторых, следовательно, значит, таким образом; по мнению…, по словам…, как говорят…, по-моему, по-твоему.

— Используя группы слов, которые даны на карточке, заполните таблицу в тетрадях:

Группы вводных слов по значению:

Примеры:

1. Неуверенность.

Вероятно, возможно, кажется,

может быть, наверное, очевидно.

2. Уверенность.

Бесспорно, конечно, разумеется,

без сомнения, безусловно.

3. Различные чувства.

К сожалению, к огорчению, к радости,

к счастью, к удивлению.

4. Порядок мыслей и связь между ними.

Во-первых, во-вторых, следовательно, значит, таким образом.

5. Источник высказывания.

По мнению…, по словам…, как говорят…, по-моему, по-твоему.

VI. Тренировочное упражнение.

— Ребята, давайте поможем Почемучке правильно выполнить задание.

— Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания:

  1. Начался дождь, и я конечно вым..к до нитки.

  2. Июнь возможно будет теплым.

  3. Он к уд..влению не рассердился, а рассм..ялся.

  4. К счастью в глубине леса блеснул свет, и мы вышли на широкую п..ляну.

  5. Мы долго плутали по лесу, но гр..бов к сож..лению не нашли.

VII. Запись домашнего задания.

— Сегодня Почемучка задает вам домашнее задание:

Составить 5 отдельных предложений или небольшой текст с вводными словами на одну из тем:

  • «Чем я люблю заниматься в свободное время?»

  • «Мое любимое время года»

VIII. Подведение итогов урока и выставление оценок.

— Итак, удалось ли нам достигнуть цели урока? Почему вы так считаете?

(Учащиеся высказывают свои мнения)

— Что же собой представляют вводные слова?

(Вводные слова – это слова, при помощи которых говорящий или пишущий выражает свое отношение к высказыванию)

— Какие признаки вводных слов мы теперь знаем?

(Вводные слова могут стоять в начале, в середине или в конце предложения. Они выделяются запятыми. Вводные слова не являются членами предложения)

— Какие группы вводных слов по значению мы сегодня узнали?

(Вводные слова могут обозначать неуверенность, уверенность, различные чувства, указывать на порядок мыслей и связь между ними, а также на источник высказывания)

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя