Содержимое материала:
Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Права и свободы человека и гражданина в России».
Дидактическая цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение российских и международных правовых документов.
Задачи:
Обучающая: ознакомиться с содержанием статей главы 2 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говориться в Декларации и Конвенции; показать способы их реализации в жизни.
Развивающая: способствовать формированию интереса учащихся к нравственно-правовым вопросам; развивать умение излагать собственную точку зрения и принимать во внимание позицию других.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои поступки и уважение к закону.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы урока: фронтальная, групповой урок – практикум.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
Форма контроля: выполнение заданий учащимися в группах с использованием ЭОР (П-типа).
Основной учебник: Важенин А.Г.. Обществознание: учеб. Для общеобразовательных учреждений СПО, М: Просвещение, 2012.
Оборудование: компьютеры и проектор, Конвенция о правах ребёнка (преамбула).
Основные понятия: Декларация, Конституция, Конвенция, права ребёнка.
Структура урока:
I блок – целевой – 5 мин.
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний.
-
Мотивация
-
Целеполагание
II блок – процессуальный – 35 мин.
-
Введение новой информации.
-
Осознание и осмысление полученной информации.
-
Закрепление знаний и умений.
III блок – аналитический – 5 мин.
-
Подведение итогов урока.
-
Этап информированности учащихся о домашнем задании.
-
Этап рефлексии.
-
Заключительный этап.
Ход урока.
I блок – целевой.
-
Организационный этап.
Приветствие учителя и учащихся; отчёт дежурного и фиксация отсутствующих; организация внимания и внутренней готовности.
-
Актуализация знаний по теме.
Учитель проводит актуализацию знаний учащихся с помощью вопросов:
-
Всегда ли люди были равны?
-
Что такое дискриминация личности?
-
Должны ли люди быть равны в своих правах и почему?
-
Что значит правовое государство?
-
В чём заключается высшая ценность государства?
-
Какой документ называют «законом высшей юридической силы»?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Подводим мини-итог: Государство обязуется обеспечивать единство законов. Конституция – это закон, который имеет высокую юридическую силу во всей системе правовых актов. Статья 2 Конституции РФ называет права и свободы высшей ценностью человека и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства.
Учитель мотивирует учащихся на необходимость изучения данного материала.
Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.
Учитель знакомит учащихся с темой урока.
Посмотрите на тему урока «Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии». Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?
Учащиеся участвуют в определении задач урока.
II блок – процессуальный.
-
Введение новой информации.
-
Работа в тетради.
Запишите число и тему урока.
-
Работа с учебником.
Учитель даёт задания учащимся, учащиеся выполняют задания.
-
Откройте учебник на с. 121 и прочитайте 1-3 абзацы. Выделите основные аспекты понятия права человека.
-
Сформулируйте кратко для записи в тетрадь.
-
Работа в тетради.
Запись аспектов:
Право это:
— законодательно закреплённые нормы;
— выражают меру свободы;
— закреплены в международно-правовых документах и конституциях правовых государств.
4. Беседа
Учитель задаёт вопросы:
-
Скажите своими словами, что такое право?
-
Как принято называть совокупность правовых норм?
-
Скажите, а какие права, по вашему мнению станут главными в каталоге прав человека?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
5.Работа с учебником.
Учитель даёт задание, учащиеся выполняют задание.
Откроем словарь на с.226 и найдём определение «права человека». Зачитаем вслух. Дадим определение прав человека своими словами. Ответы учащихся.
6.Работа с ЭОР (Всеобщая Декларация прав человека (слайд-5) http://fcior.edu.ru/card/25782/konstituciya-rossiyskoy-federacii-yadro-pravovoy-sistemy-vseobshaya-deklaraciya-prav-cheloveka-lichn.html
Учитель делит учащихся на группы по 2-3 человека, инструктирует учащихся по изучению материала:
— прочитайте основные статьи Декларации прав человека и дайте краткую характеристику:
— какие сферы общественной жизни охватывают права, перечисленные в Декларации?
— зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говориться об ответственности гражданина перед обществом.
Учащиеся изучают материал и отвечают на вопросы учителя.
7. Работа с ЭОР (Конституция РФ (слайд-9) http://fcior.edu.ru/card/25782/konstituciya-rossiyskoy-federacii-yadro-pravovoy-sistemy-vseobshaya-deklaraciya-prav-cheloveka-lichn.html
Учитель инструктирует учащихся по изучению материала:
— Вторая глава Конституции нашего государства составлена на основе Всеобщей декларации прав человека.
Ознакомьтесь с ней.
Учащиеся изучают материал и отвечают на вопросы учителя:
— Докажите, что Конституция охватывает все сферы жизнедеятельности?
— Что говориться об ответственности гражданина?
— В какой статье Конституции РФ говориться о праве на защиту своих прав?
— Как можно защитить свои права?
— Какие органы и лица защищают ваши права?
8. Работа в тетради.
Учитель даёт задание, учащиеся выполняют задание.
1. Президент РФ – главный гарант.
2. Правительство РФ.
3. Уполномоченный по правам человека.
4. Судебная защита.
9. Работа с документом. (Конвенция о правах ребёнка (преамбула). (Приложение 1.)
Учитель дает задание:
— ознакомьтесь с Конвенцией о правах ребёнка.
Учащиеся знакомятся с информацией и отвечают на вопросы учителя.
— В каком году вышел данный документ? (1989 г.)
— Каковы его цели? (закрепить правовой статус ребёнка и обязанности государств-участниц)
— Скажите, пожалуйста, объем прав зависит от возраста?
-
Осознание и осмысление полученной информации
Учитель проверяет с помощью вопросов усвоение материала:
-
С какими документами мы с вами познакомились на уроке?
-
Что является основой этих документов?
-
Может ли человек защищать свои права?
-
Есть ли у человека обязанности и какие?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
-
Закрепление знаний и умений.
Класс делиться на группы по 2-3 человека.
Учащиеся выполняют задание модуля ЭОР (П-типа) http://fcior.edu.ru/card/25808/vseobshaya-deklaraciya-prav-cheloveka-konstituciya-rossiyskoy-federacii-praktika.html
Учитель проверяет выполнение задания.
Ш блок – аналитический.
-
Подведение итогов урока.
Учитель и учащиеся формулируют общие итоги.
Вывод по уроку: познакомились с правами человека в декларации прав человека, в Конституции РФ, в Конвенции о правах ребёнка. Выяснили о необходимости российских и международных правовых документов.
Учащиеся фиксируют вывод в тетради.
Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся; аргументирует выставляемые отметки, даёт замечания по уроку.
-
Этап информированности учащихся о домашнем задании.
Учитель объясняет домашнее задание:
— параграф 14-15, ответить на вопросы, выполнить задания модуля ЭОР (К-типа) http://fcior.edu.ru/card/25875/vseobshaya-deklaraciya-prav-cheloveka-konstituciya-rossiyskoy-federacii-kontrolnoe-zanyatie.html
Учащиеся записывают домашнее задание.
-
Этап рефлексии.
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.
Закончите предложения:
-
Сегодня я узнал…
-
Было интересно…
-
Было трудно…
-
Я научился…
-
Я смог…
-
Меня удивило…
-
Мне захотелось…
Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью вопросов.
Желающие зачитывают ответы и сдают учителю.
-
Заключительный этап.
Учитель благодарит за работу.
— Спасибо за урок. До свидания.