Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» общеинтеллектуальной направленности

Содержимое материала:

Аннотация к программе

Ф.И.О. аттестуемого Бабикова Марина Валерьевна

Название программы: «Умники и умницы»

Соответствие требованиям

Цель

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

Технологии

Содержание

Программа для учащихся 6 класса разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Феде-рального государственного образовательного стандарта общего образования с использованием   методического пособия О. Холодовой, Е.А. Моренко  «Умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей Курс «РПС»». – Москва: РОСТ книга, 2013 г. – с. 288.

Цель данного курса:

— развитие навыков контроля и самоконтроля, познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

— эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности в основной школе, формирование интеллектуальной активности.

Основные задачи курса:

  • Целенаправленно тренировать основные интеллектуальные компоненты, непосредственно влияющих на успешность учебной деятельности: психических качеств, а также понятийного аппарата

  • Развить языковую культуру и сформировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • Освоить эвристические приемы рассуждений;

  • Сформировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • Развить познавательную активность и самостоятельность учащихся;

  • Сформировать способности наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • Сформировать пространственное представление и пространственное воображение;

  • Привлечь учащихся обмениваться информацией в ходе свободного общения на занятиях.

  • Развить память, личностную сферу.

  • сформировать и развить коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • сформировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Личностными результатами изучения курса «Умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» является формирование следующих умений:

— проявлять любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера,

— быть внимательным, настойчивым, целеустремленным, уметь преодолевать трудности- качества весьма важные в практической деятельности любого человека.

— воспитывать чувство справедливости, ответственности

— развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления

— в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

-Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания

-Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.

-Моделировать алгоритм решения задачи и использовать его в ходе самостоятельной работы

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.

-Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

-Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

-Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

-Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

-Выбирать наиболее эффективный способ решения.

-Давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, искомое и данное.

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, содержащуюся на рисунке или таблице, в тексте задачи, используя свой жизненный опыт.

-Перерабатывать полученную информацию: моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

-Применять изученные способы учебной работы и разнообразные приемы для работы с головоломками

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего мнения.

-Слушать и понимать речь других.

-Включаться в групповую работу: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать свое мнение и аргументировать его.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

— выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

— анализировать расположение деталей в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей;

— определять место заданной детали в конструкции;

— выявлять закономерности и проводить аналогии;

-объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия

-объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять функциональные отношения между понятиями.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Технология поисково-исследовательского обучения: В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

Технология обучения в сотрудничестве: На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания.

Здоровьесберегающие технологии: Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д.

Создана сис­тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна­вательных процессов у школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления;

  • задания на развитие речи.

Модель занятия в 6 классах такова:

«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия по РПС.

Разминка (5-7 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включенные достаточно легкие, способные вызвать интерес у детей вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Работа над крылатыми выражениями (2-3 минуты)

На этом этапе уделяется внимание для объяснений мимолетных разговорных, так сказать, «летучих и крылатых» слов и выражений, которые активно используются в русском языке и даже получили значение народных пословиц и поговорок.

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15минут)

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Ходячая энциклопедия: вопросы для всезнаек (3-5 минут)

Это вопросы из разных областей нашей жизни для начитанных, сообразительных, внимательных ребят, желающих расширить свой кругозор.

Отдых: упражнения для снятия глазного напряжения (1-2 минуты)

Логически поисковые задания (15 минут)

На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и т.д. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

Веселая переменка (3-5 минут)
Юным полиглотам (1 минута)

Занимательные задачи (15 минут)

На этом этапе предлагается самые настоящие изобретательские задачи. Конечно учебные. Конечно для учащихся 10-12 лет.

Заместитель директора по УВР _________________________/Е.А. Стыценко/

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя