«Новые подходы в обучении на уроках английского языка»

Содержимое материала:

«Новые подходы в обучении на уроках английского языка»

Для нас не секрет, что казахстанская система образования уже давно готовится к пере­ходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое обра­зовательное пространство. Согласно Концепции 12-летнего среднего образования Рес­публики Казахстан, основным критерием отбора педагогических технологий является равноправие субъектов обучения, активная роль обучающихся в учебном процессе. Ин­новационные изменения в сфере преподавания затронули не только высшие учебные за­ведения, но и среднее образование. Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. Конечно, к таким результатам нам еще долго идти, но первые шаги уже сделаны. Я-молодой специалист, который, к сожалению, пока еще не прошел курсы по уровневым программам. Но, к счастью, в нашей школе ведется работа по обучению новым подходам в учебном процессе учителями, прошедшими уровневые курсы. У нас проводятся коучинги, а также созданы фокус-группы, где за каждой группой закреплен учитель, который помогает осваивать новые активные методы в обучении, а также контролирует их использование на уроках путем посещения. Это и стало толчком для моего саморазвития, и мне как молодому педагогу хотелось разнообразить свой багаж знаний, применять новые подходы, внести новизну в свои уроки. Изначально, на начальном этапе обучения у меня возникали вопросы: Смогу ли я внедрить новые подходы в обучении на практике, имея маленький багаж методических знаний? Будет ли эффективна работа данной программы в школе? Поймут ли её мои ученики? И вообще реальна ли программа в наших сельских школах? Эти вопросы терзали меня не один день. Но постепенно, внимательно изучая материал программы, мое видение началось меняться. Окончательно мое мнение поменялось, когда я услышала восторженные отзывы моих учеников. С того дня я поняла, как я буду работать со своими учениками. В общем, моё восприятие о новой программе, которая предусматривает новые подходы в обучении, координально поменялось. Раньше я скептически к ней относилась, считала, что применение её в сельских школах нереально и безрезультатно. Мы, привыкшие к авторитарному ведению урока, не понимали важность коллаборативной среды, важность сотрудничества между собой, важность открытого диалога в течение всего урока. Сейчас я мыслю иначе, теперь я понимаю основную цель новой программы, это воспитание конкурентоспособной личности, которая может открыто, свободно излагать свое мнение, уметь критически мыслить. Ведь именно об этом говорит наш Президент. Вне­дрение новых подходов в обучении я решила проводить в одном из своих классов. Но я столкнулась с рядом проблем. Мой предмет, английский язык, является специфическим. Государственный стандарт обучения иностранному языку предполагает развивать уме­ния вести структурно-содержательные диалоги различных типов; формировать навыки развития монологической речи; формировать и совершенствовать умения восприятия на слух иноязычной речи, понимания основного содержания аудио-видеотекстов; развивать навыки всех видов чтения и понимания основного содержания аутентичных текстов раз­ных жанров, выражать свое отношение, мнение к прочитанному, развивать умения пи­сать личные, деловые письма, заполнять анкету, аннотировать прочитанный материал, писать эссе. В целом. учителю приходится работать над обучением и развитием четырех видов деятельности. И как это сделать за 45 минут? Времени не так много, чтобы отра­ботать упражнения по четырем видам деятельности, и поэтому, я была вынуждена ис­кать более эффективные подходы в обучении. К счастью, мы живем в XXI веке – веке информационных технологий, и благодаря информационным средствам, быстро и легко можно получить нужную нам информацию.

Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных, на мой взгляд, подхо­дов, способствующих развитию всех компетенций учащихся в условиях реализации но­вого стандарта.

Во–первых, я хотела бы сказать о проведении тренингов — разминок в начале урока, с помощью которых, удается снять напряжение у некоторых учеников, поднять настрое­ние, создать более доверительную атмосферу в классе, коллаборативную среду и моти­вировать учащихся. Для меня лично организация работы детей в группах стало интерес­ным процессом. Существует очень много подходов, которые позволяют разделить класс на группы. Во время работы в группах дети получили большую возможность обсуждать, высказывать свою точку зрения относительно изучаемого материала, а так же макси­мально применить свои творческие способности.

А сейчас бы мне хотелось остановиться на некоторых приемах, которые по-моему мне­нию, являются наиболее эффективными для развития четырех видов деятельности:

Dictogloss:

Сущность диктоглосса заключается в воспроизведении продиктованного текста с мак­симально приближенной к оригиналу передачей информационно-содержательной сто­роны текста и, по-возможности, с лингвистически точным, адекватным использованием лексико-грамматических и стилистических форм. Это, естественно, требует от студента активного использования целого комплекса взаимосвязанных умений и навыков, творче­ского подхода на базе имеющихся индивидуальных языковых ресурсов. Такая работа, как правило, проводится в группе. Конечный продукт – тексты, возникающие в резуль­тате личных и групповых усилий, служат отправной точкой для дальнейшего анализа.

Итак, процедура диктоглосса проходит в следующем порядке:

а) аудирование: короткий текст читается дважды с нормальной скоростью;

б) письменные пометки, запись знакомых слов и фраз;

в) работа в подгруппах с целью воссоздать текст совместными усилиями;

г) каждая подгруппа пишет вариант текста, обращая внимание прежде всего на грамма­тически правильную передачу его главного содержания, но ни в коем случае не пытаясь добиться точного воспроизводства оригинала;

д) сравнительный анализ созданных вариантов текста, внесение поправок и уточнений после общего обсуждения.

К чему мы стремимся, проводя занятия с применением диктоглосса?

Во-первых, выполняя задачу создания параллельного текста, студенты получают возможность практического использования грамматического инструментария из имею­щихся личных языковых ресурсов.

Во-вторых, диктоглосс способствует выявлению и объективной самооценке приобре­тенных в процессе учебы языковых коммуникативных компетенций.

В-третьих, этот вид работы направлен на повышение уровня и оттачивание умений использования языковых средств путем коллективного сравнительного анализа и кор­рекции промежуточных вариантов текстов.

Кроме того, диктоглосс способствует развитию навыков устного восприятия и мо­ментального конспектирования, что само по себе тоже весьма немаловажно.

Использование информационных технологий  на уроках ИЯ.

Уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

Активно использую метод создания проектов, постеров, ментальных карт, который способствует успешному освоению текста, развитию творческих способно­стей, умение выделять главное, анализировать, сравнивать, систематизировать и тд.

"Бинго"

Учащиеся получают таблицы с определенными словами из текста. Прослушивают текст, когда встречают слово из таблицы, то отмечают его. Тот, кто отметил все слова, кричит "Бинго!"

"Ассоциации"

Учащимся предлагается следующее задание по тексту: 1) Прочтите заголовок. Какие ас­социации возникают после прочтения заголовка данного текста? 2) О чем этот текст? Ваши предположения. После чтения текста учащиеся сравнивают свои ассоциации с ин­формацией из текста.

"Ключевые слова"

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова, выписывает их на доску. Ученики вы­сказывают предположения о том, как они будут применяться в контексте. Затем при  ра­боте с текстом проверяется правильность предположений.

"Перепутанные логические цепочки"

На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам. Предлагается восстановить порядок.

"Пазлы"

Учитель предварительно разрезает несколько или один текст и перемешивает их. Уча­щиеся могут работать в группах или отдельно. Они должны восстановить предложенные им тексты в нужной последовательности.

"Пропущенные слова"

Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами. Учащиеся могут работать в небольших группах.

"Толстые и тонкие вопросы"

Этот прием я использую после прочтения текста, когда учащиеся должны задать "thin questions",(who…? when..?.what..?.) требующие однозначных ответов и "thick questions",(why…?explain why..?.If you were…would you..?.) предполагающие объяснение и рассуждение. Учитель записывает вопросы на доске и предлагает ученикам ответить на них. Еще как вариант учащиеся могут сами записывать вопросы (работая в группах), об­суждать их и задавать другим группам, выбрав наиболее интересные.

"Кластеры"

Суть этого метода заключается в выделение смысловых единиц текста и графическом их оформление в определенном порядке в виде грозди. В центре заголовок текста, а вокруг нее крупные смысловые единицы.

Для развития у своих учеников навыка самооценки и самоконтроля, на своих уро­ках я использую следующие формы работы: 
-взаимное рецензирование работ; 
-групповая оценка; 
-оценочная деятельность школьника в роли учителя; 
-различные виды само- и взаимопроверки
Включение детей в оценку достигаемого ими результата играет важнейшую роль в фор­мировании у них критического отношения к получаемому результату, составлению вер­ного представления об уровне своих возможностей в учении.

В первое время было чувство неудовлетворенности за сделанное, не успею, надо еще провести, показать, сделать и тд. На начальном этапе дети были скованными, не ак­тивными, боялись выразить свои мысли, были немного не скоординированы. Я пришла к мнению, что я не умею слушать и слышать учеников. Если в начале, я вела себя как “авторитет”, доминировала в процессе обучения, то на данный момент я пересмотрела свой взгляд на роль учителя на уроке, и стараюсь стать другом, помощником в их учебном процессе.

Также очень много новых приемов для проведения рефлексии на уроках. Одним из моих любимых приемов является «Две Звезды и Одно Пожелание». Это задание мне дало возможность увидеть интерес у моих детей, анализируя записи детей, что им нравится, а что им не нравится.

Таким образом, я думаю, что я получила ответы на свои же вопросы.

Смогу ли я внедрить новые подходы в обучении на практике имея маленький багаж методических знаний? Могу и можно, но для этого мне и любому педагогу необходимо проанализировать свой опыт работы с детьми: что делается хорошо, а что хотелось бы изменить. Это и есть оценка своих деяний как человека, как педагога. В современном мире, чтобы быть профессионально компетентным, педагог должен, с одной стороны, постоянно учиться, заниматься самообразованием, а с другой стороны, самореализовываться в педагогической деятельности. Основная функция учителя сегодня – направляющая. Обучающийся и преподаватель выступают при таком подходе в качестве равноправных партнеров образовательного процесса, происходит изменение стиля взаимоотношений между преподавателем и учащимся, переход от авторитарного к демократическому. Будет ли эффективна работа данной программы в школе? Конечно эффект склоняется к положительному результату, в процессе ведения урока я отметила положительное влияние данного ведения уроков на учащихся: активность, любознательность и потребность поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими. Реальна ли программа в наших сельских школах? Реальна, но нам надо преодолеть еще много проблем, чтобы результаты нас порадовали. Обучающиеся в городских школах, показывают более высокие результаты. И это обусловлено не «качеством» детей, а качеством сложившихся условий, ограниченностью ресурсов, недостаточно пополняются фонды библиотек, наглядные пособия прошлого века, недостаточно мест свободного доступа учащихся к сети, устаревшие модели компьютеров, наличие всего несколько интерактивной досок в школе и то, их техническое состояние оставляет желать лучшего. И поэтому, чтобы реализовать “ амбициозные планы” нашего государства в системе образования, я считаю, что учителю необходимо создать комфортные условия для реализации новых программ в обучении.

Спасибо за внимание!

5

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя