Содержимое материала:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Согласовано»
Руководитель МО _____ / ФИО Протокол № 1 от «22» августа 2017г.
|
Рассмотрена на заседании
методического совета
Протокол № 8 от « 23» августа 2017г.
|
«Утверждаю»
Директор
ФИО Приказ № 113 от «30» августа 2017г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Олимпиадное программирование»
Ступень обучения (класс) среднего (полного) общего образования (11 класс)
|
11 «Б» |
Количество часов по программе |
18 часов |
Количество часов по годовому календарному графику |
18 часов |
Составители |
|
Количество часов 18
Составитель учитель ВКК информатики и ИКТ
Программа разработана на основе примерной программы по информатике и ИКТ в соответствии с государственным образовательным стандартом основного общего образования и региональным базисным учебным планом для лицеев
2017 — 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения.
Настоящая программа составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» для 11 классов. Программа факультатива «Олимпиадное программирование» предназначена для освоения технологий работы в различных средах, для развития алгоритмического мышления и творческого потенциала.
Представляет собой комплекс целенаправленных тем, предназначенных для получения обширных знаний в области программирования, работе на компьютере. Программа рассчитана на 1 год обучения и является одним из вариантов использования во внеклассной работе и работе по предмету. Данная программа является структурным компонентом предметной области «Технология». Цель программы: дать учащимся расширенные знания по теме алгоритмизации и программирования, обучить их работе на компьютере в среде программирования.
Общие цели изучения учебного предмета
Изучение факультативного курса «Олимпиадное программирования» в 11 классах направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об алгоритмизации и программировании;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера. организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
Основные задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с алгоритмизацией и программированием;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Используемый учебно-методический комплект
Учебно – методический комплекс:
-
Окулов С.М. Основы программирования. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 424 с.
-
Окулов С.М. Программирование в алгоритмах. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 341 с.
-
Андреева Е.В. Математические основы информатики. Электив ный курс: Учебное пособие. — М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005. — 328 с. Для учащихся старших классов естественнонаучного профиля.
-
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
Тематическое распределение количества часов.
№ п/п |
Название темы. |
Количество часов |
|
Алгоритмы и структуры данных |
6 |
|
Язык программирования |
29 |
Итого |
35 |
-
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о алгоритмизации и программировании, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой средой программирования. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса.
-
Содержание учебного предмета, курса.
1. Алгоритмы и структуры данных (6 часа)
Элементы теории алгоритмов. Структуры данных.
-
Язык программирования (29 часов)
Типы данных. Основные конструкции языка программирования. Система программирования. Основные этапы разработки программ. Массивы. Алгоритмы на графах. Комбинаторные алгоритмы. Рекурсия.
-
Описание общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
· создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
· сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
· сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
· сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
· сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
-
Учебно – методический комплекс:
-
Окулов С.М. Основы программирования. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 424 с.
-
Окулов С.М. Программирование в алгоритмах. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 341 с.
-
Андреева Е.В. Математические основы информатики. Электив ный курс: Учебное пособие. — М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005. — 328 с. Для учащихся старших классов естественнонаучного профиля.
-
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
7 Планируемые результаты.
Алгоритмизация и программирование
Учащиеся должны:
• уметь объяснять сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;
• определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд;
• знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;
• уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей;
• описывать основные особенности различных технологий программирования (алгоритмического, объектно-ориентированного и др.);
• знать основные типы данных и формы их представления для обработки на компьютере;
• понимать назначение подпрограмм;
• знать операторы ввода, вывода, присваивания, условные и циклические операторы языка программирования;
• уметь решать основные учебные задачи:
а) упорядочивание массива;
б) поиск минимального и максимального элементов массива с указанием их местоположения;
в) определение количества одинаковых и разных букв в тексте, количества слов в тексте;
г) создание движущихся объектов на экране дисплея;
• уметь производить численные расчеты на компьютере с использованием стандартных функций;
• уметь использовать стандартные алгоритмы для решения учебных задач;
• уметь записать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения учебной задачи и отладить ее.
8. Календарно-тематический план является приложение к данной рабочей программе
Календарно-тематический план элективных занятий «Олимпиадное программирование» 11 класс.
№ урока |
Тема урока |
Дата |
Фактическая дата |
Целеполагание |
Вид контроля |
Примечание |
|
Понятие линейного списка. Реализация списка с помощью двумерного массива. |
8.01 |
|
Ввести понятие линейного списка. |
Работающая программа на языке программирования. |
|
|
Алгоритм поиска в линейном списке. |
15.01 |
. |
Ввести понятие линейного списка. Рассмотреть алгоритм поиска в линейном списке |
Работающая программа на языке программирования. |
|
|
Алгоритмы добавления и удаления элементов для линейного списка. |
22.01 |
|
Рассмотреть алгоритм добавления и удаления элементов линейного списка. |
Работающая программа на языке программирования. |
|
|
Алгоритмы добавления и удаления элементов для линейного списка. |
29.01 |
|
Рассмотреть алгоритм добавления и удаления элементов линейного списка. |
Работающая программа на языке программирования. |
|
|
Стек. Алгоритмы работы со стеком. |
5.02 |
|
Ввести понятие дисциплины доступа. Рассмотреть алгоритмы работы со стеком. |
Работающая программа на языке программирования. |
|
|
Очередь. Алгоритмы работы с очередью. |
12.02 |
|
Ввести понятие дисциплины доступа – очередь. Рассмотреть алгоритмы работы с очередью. |
Работающая программа на языке программирования. |
|
|
Графы. Вершины и дуги. Ориентированные и неориентированные графы. Представление ориентированных графов с помощью матриц смежности. |
19.02 |
|
Ввести понятие графа. Рассмотреть представление ориентированных графов с помощью матриц смежности. |
Работающая программа на языке программирования. |
|
|
Волновой алгоритм поиска на графе. |
26.02 |
|
Изучить реализацию волнового алгоритма на графе. |
Работающая программа на языке программирования. |
|
|
Алгоритмы на графах. |
5.03 |
|
Изучить реализацию алгоритмов на графах. |
Работающая программа на языке программирования. |
|
|
Алгоритмы на графах. |
12.03 |
|
Изучить реализацию алгоритмов на графах. |
Работающая программа на языке программирования. |
|
|
Алгоритмы на графах. |
19.03 |
|
Изучить реализацию алгоритмов на графах. |
Работающая программа на языке программирования. |
|
|
Файловые типы данных. |
2.04 |
|
Рассмотреть понятие файла – как структуры последовательного доступа. Рассмотреть стандартные процедуры и функции для работы с файлами. |
Работающая программа на языке программирования. |
|
|
Комбинированный тип данных. Записи, поля записей. Записи с вариантной частью Оператор присоединения. |
9.04 |
|
Изучить понятие комбинированного типа – записи. Рассмотреть операторы для работы с записью. |
Работающая программа на языке программирования. |
|
|
Компьютерная геометрия. |
16.04 |
|
Рассмотреть основные понятия компьютерной геометрии. Отработать навыки решения задач. |
Работающая программа на языке программирования |
|
|
Компьютерная геометрия. |
23.04 |
|
Рассмотреть основные понятия компьютерной геометрии. Отработать навыки решения задач. |
Работающая программа на языке программирования |
|
|
Метод динамического программирования. |
7.05 |
|
Изучить метод динамического программирования. Отработать навыки решения задач. |
Работающая программа на языке программирования. |
|
|
Метод динамического программирования. |
14.05 |
|
Изучить метод динамического программирования. Отработать навыки решения задач. |
Работающая программа на языке программирования. |
|
|
Комбинаторика |
21.05 |
|
Изучить методы решения комбинаторных задач. |
Работающая программа на языке программирования. |
|