Содержимое материала:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено на Утверждаю:
заседании педагогического Директор школы:
совета __________ Савинкина Н.В.
Протокол №1 0т 31.08.2017г. Приказ №360 от 01.09.2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Системы счисления»
в 8 клаССе
НА 2017-2018 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Системы счисления» посвящен ключевому понятию математики – числу, а также системам счисления – способам записи чисел в виде удобном для прочтения и выполнения арифметических операций. С понятием «система счисления» учащиеся впервые встречаются в V классе основной школы, когда знакомятся с десятичной системой счисления, и в дальнейшем по школьной программе более подробно изучается именно эта система счисления (арифметические действия, признаки делимости).
Содержание курса рассматривает вопросы истории числа, системы счисления с различными основаниями, арифметические операции и признаки делимости в этих системах, смешанные системы счисления, перевод числа, включая дробные числа, из одной системы счисления в другие, перевод числа в десятичную систему счисления, используя схему Горнера, что дает возможность применения компьютера.
Задачи, предлагаемые в курсе интересны и, часто, не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и дает им возможность проверить свои способности к математике и информатике.
Актуальность программы:
Изучение систем счисления имеет не только исторический интерес: системы счисления находят широкое применение в современной науке и технике. Особенно многочисленны применения двоичной системы. Именно двоичная система оказалась наиболее удобной для конструирования ЭВМ и различных систем передачи информации, где используются миниатюрные элементы с двумя устойчивыми состояниями, в соответствие которым поставлены две цифры 0 и 1.
Цели элективного курса:
-
расширение представлений знаний учащихся о числе, способах его записи;
-
создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики;
3.развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Основные задачи курса:
— привитие интереса к предмету математика;
— развитие творческих способностей у учащихся;
-развивать познавательную деятельность;
— развивать межпредметные связи;
Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения учащиеся совершенствуют вычислительные навыки, приобретают умение представлять числа и выполнять арифметические действия в различных системах счисления, использовать схему Горнера для перевода числа в десятичную систему счисления, рассматривая составление алгоритма и программы с привлечением вычислительной техники.
Описание места учебного предмета
Программа элективного курса «Системы счисления» в 8 классе рассчитана на 34 часа, из расчета 1 ч в неделю (34 недели).
Срок реализации – 1 год
Содержание учебного курса
Исторические сведения(2 ч.)
Способы записи чисел, римские цифры. Запись числа полочками. Следы различных систем счисления в языках и культурах разных народов
Основные системы счисления (4ч.)
Позиционные и непозиционные системы счисления. Основные системы счисления (двоичная, троичная, восьмеричная, шестнадцатеричная.)
Перевод чисел и дробей из одной системы счисления в другую (11 ч.)
Общий случай перевода числа из одной системы счисления в другую. Перевод дробной части смешанного числа.
Перевод из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;
Перевод из десятичной системы счисления в троичную и обратно;
Перевод из десятичной системы счисления в восьмеричную и обратно;
Перевод из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические операции в основных системах счисления (7ч.)
Арифметические действия в основных системах счисления. Решение задач, тесты. Таблицы сложения и умножения. Признаки делимости в различных системах счисления. Представление числа в разных системах счисления.
Конференция «Мир чисел. Мир математики». ( 1ч.)
Презентации учащихся.
Итоговое занятие (1ч.)
Тематическое планирование
№ п/п |
Содержание темы |
Кол-во часов |
1 |
Исторические сведения о системах счисления. |
2
|
2 |
Основные системы счисления |
4 |
3 |
Перевод чисел и дробей из одной СС в другую |
19 |
|
Перевод чисел и дробей из одной системы счисления в другую |
11 |
|
Двоичная система счисления. |
8
|
4 |
Арифметические действия в системах счисления |
7 |
|
Арифметические операции в основных СС. |
3 |
|
Признаки делимости в различных СС. |
2 |
|
Представление числа в разных системах счисления |
2 |
5 |
Конференция «Мир чисел. Мир математики» |
1 |
6 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Итого |
34 |
Результаты и система их оценки
Учащиеся должны уметь:
-
Выполнять арифметические действия в различных системах счисления.
-
Представлять числа в различных системах счисления
-
Использовать схему Горнера.
знать:
— понятие системы счисления;
— виды систем счисления;
— правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Используемая литература
1. Вершинин О.Е. За страницами учебника математики – М.: Просвещение, 1992.
2. Касаткин В.Н. Информация. Алгоритмы. ЭВМ. – М.: Просвещение, 1991.
3. Путеводитель по компьютеру для школьника. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, С-П. изд. Дом Нева, 2013.
4. Фомин С.В. Системы счисления. – М.: Наука, 1995.
5. Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1989.
Приложение к рабочей программе
элективного курса «Системы счисления»
Класс: 8
Количество часов: 34ч.
Календарно — тематическое планирование
№ п/п |
Наименование тем |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
По плану |
По факту |
|||
|
|
|
|
|
1. |
Системы счисления |
1 |
5..09 |
|
2. |
Системы счисления |
1 |
12.09 |
|
3. |
Непозиционные и позиционные системы счислений |
1 |
19.09 |
|
4. |
Непозиционные и позиционные системы счислений |
1 |
26.09 |
|
5-6. |
Позиционные системы счисления с разными основаниями |
2 |
3.10 17.10 |
|
7-9 |
Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую |
3 |
24.10 31.10 07.11 |
|
10. |
Решение задач |
1 |
14.11 |
|
11 |
Контрольная работа № 1 по теме: «Основные системы счисления» |
1 |
21.11 |
|
12-13 |
Дробные числа и способы их записи |
2 |
28.11 05.12 |
|
14-17 |
Перевод дробей из одной позиционной системы в другую |
4 |
12.12 19.12 26.12 09.01 |
|
18-20 |
Двоичная система счисления. |
3 |
16.01 23.01 30.01 |
|
21-23 |
Смешанные системы счисления. |
3 |
13.02 20.02 27.02 |
|
24. |
Решение задач |
1 |
06.03 |
|
25. |
Контрольная работа № 2 по теме: «Перевод чисел и дробей из одной системы счисления в другую» |
1 |
13.03 |
|
26-28 |
Арифметические операции в основных системах счисления |
3 |
20.03 27.03 10.04 |
|
29-30 |
Признаки делимости в раличных системах счисления. |
2 |
17.04 24.04 |
|
31-32 |
Представление числа и дроби в различных системах счисления. |
2 |
1.05 8.05 |
|
33 |
Конференция «Мир чисел. Мир математики» |
1 |
15.05 |
|
34. |
Итоговое занятие.. |
1 |
22.05 |
|
|
|
|
|
|