Системы счисления

Содержимое материала:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено на Утверждаю:

заседании педагогического Директор школы:

совета __________ Савинкина Н.В.

Протокол №1 0т 31.08.2017г. Приказ №360 от 01.09.2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Системы счисления»

в 8 клаССе

НА 2017-2018 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Системы счисления» посвящен ключевому понятию математики – числу, а также системам счисления – способам записи чисел в виде удобном для прочтения и выполнения арифметических операций.       С понятием «система счисления» учащиеся впервые встречаются в V классе основной школы, когда знакомятся с десятичной системой счисления, и в дальнейшем по школьной программе более подробно изучается именно эта система счисления (арифметические действия, признаки делимости).

Содержание курса рассматривает вопросы истории числа, системы счисления с различными основаниями, арифметические операции и признаки делимости в этих системах, смешанные системы счисления, перевод числа, включая дробные числа, из одной системы счисления в другие, перевод числа в десятичную систему счисления, используя схему Горнера, что дает возможность применения компьютера.

Задачи, предлагаемые в курсе интересны и, часто, не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и дает им возможность проверить свои способности к математике и информатике.

Актуальность программы:

Изучение систем счисления имеет не только исторический интерес: системы счисления находят широкое применение в современной науке и технике. Особенно многочисленны применения двоичной системы. Именно двоичная система оказалась наиболее удобной для конструирования ЭВМ и различных систем передачи информации, где используются миниатюрные элементы с двумя устойчивыми состояниями, в соответствие которым поставлены две цифры 0 и 1.

Цели элективного курса:

  1. расширение представлений знаний учащихся о числе, способах его записи;

  1. создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики;  

3.развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Основные задачи курса:

— привитие интереса к предмету математика;

— развитие творческих способностей у учащихся;

-развивать познавательную деятельность;

— развивать межпредметные связи;

Общая характеристика учебного предмета

В процессе обучения учащиеся совершенствуют вычислительные навыки, приобретают умение представлять числа и выполнять арифметические действия в различных системах счисления, использовать схему Горнера для перевода числа в десятичную систему счисления, рассматривая составление алгоритма и программы с привлечением вычислительной техники.

Описание места учебного предмета

Программа элективного курса «Системы счисления» в 8 классе рассчитана на 34 часа, из расчета 1 ч в неделю (34 недели).

Срок реализации – 1 год

Содержание учебного курса

Исторические сведения(2 ч.)

Способы записи чисел, римские цифры. Запись числа полочками. Следы различных систем счисления в языках и культурах разных народов

Основные системы счисления (4ч.)

Позиционные и непозиционные системы счисления. Основные системы счисления (двоичная, троичная, восьмеричная, шестнадцатеричная.)

Перевод чисел и дробей из одной системы счисления в другую (11 ч.)

Общий случай перевода числа из одной системы счисления в другую. Перевод дробной части смешанного числа.

Перевод из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;

Перевод из десятичной системы счисления в троичную и обратно;

Перевод из десятичной системы счисления в восьмеричную и обратно;

Перевод из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно.

Арифметические операции в основных системах счисления (7ч.)

Арифметические действия в основных системах счисления. Решение задач, тесты. Таблицы сложения и умножения. Признаки делимости в различных системах счисления. Представление числа в разных системах счисления.

Конференция «Мир чисел. Мир математики». ( 1ч.)

Презентации учащихся.

Итоговое занятие (1ч.)

Тематическое планирование

п/п

Содержание темы

Кол-во

часов

1

Исторические сведения о системах счисления.

2

2

Основные системы счисления

4

3

Перевод чисел и дробей из одной СС в другую

19

Перевод чисел и дробей из одной системы счисления в другую

11

Двоичная система счисления.

8

4

Арифметические действия в системах счисления

7

Арифметические операции в основных СС.

3

Признаки делимости в различных СС.

2

Представление числа в разных системах счисления

2

5

Конференция «Мир чисел. Мир математики»

1

6

Итоговое занятие.

1

Итого

34

Результаты и система их оценки

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять арифметические действия в различных системах счисления.

  • Представлять числа в различных системах счисления

  • Использовать схему Горнера.

знать:

понятие системы счисления;

— виды систем счисления;

— правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Используемая литература

1.      Вершинин О.Е. За страницами учебника математики – М.: Просвещение, 1992.

2.      Касаткин В.Н. Информация. Алгоритмы. ЭВМ. – М.: Просвещение, 1991.

3.      Путеводитель по компьютеру для школьника. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, С-П. изд. Дом Нева, 2013.

4.      Фомин С.В. Системы счисления. – М.: Наука, 1995.

5.      Энциклопедический словарь  юного математика. – М.: Педагогика, 1989.

Приложение к рабочей программе

элективного курса «Системы счисления»

Класс: 8

Количество часов: 34ч.

Календарно — тематическое планирование

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

По факту

1.

Системы счисления

1

5..09

2.

Системы счисления

1

12.09

3.

Непозиционные и позиционные системы счислений

1

19.09

4.

Непозиционные и позиционные системы счислений

1

26.09

5-6.

Позиционные системы счисления с разными основаниями

2

3.10

17.10

7-9

Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую

3

24.10

31.10

07.11

10.

Решение задач

1

14.11

11

Контрольная работа № 1 по теме: «Основные системы счисления»

1

21.11

12-13

Дробные числа и способы их записи

2

28.11

05.12

14-17

Перевод дробей из одной позиционной системы в другую

4

12.12

19.12

26.12

09.01

18-20

Двоичная система счисления.

3

16.01

23.01

30.01

21-23

Смешанные системы счисления.

3

13.02

20.02

27.02

24.

Решение задач

1

06.03

25.

Контрольная работа № 2 по теме: «Перевод чисел и дробей из одной системы счисления в другую»

1

13.03

26-28

Арифметические операции в основных системах счисления

3

20.03

27.03

10.04

29-30

Признаки делимости в раличных системах счисления.

2

17.04

24.04

31-32

Представление числа и дроби в различных системах счисления.

2

1.05

8.05

33

Конференция «Мир чисел. Мир математики»

1

15.05

34.

Итоговое занятие..

1

22.05

Понравился материал? Поделитесь с коллегами:
Копилка учителя